Иностранные инвестиции уже давно стали закономерностью мирового хозяйства и активно используются многими государствами для развития национальных экономик. Привлечение иностранных инвестиций рассматривается сегодня как одна из важнейших проблем российской экономики. Основной причиной такого положения является продолжающийся инвестиционный кризис в стране. Собственные возможности капиталовложений российских предприятий за счет прибыли и средств на амортизацию ограничены и не могут удовлетворить полностью спрос на инвестиции, а поступления из бюджета незначительны. В этих условиях активизация инвестиционного процесса за счет притока иностранного капитала представляется разумным способом наращивания капитальных вложений в экономику России.
Перспективы инвестиций в России достаточно привлекательны для иностранных инвесторов. В суммарном ВПП всех новых рынков доля России составляет свыше 25%. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки (1,1 трлн. долл.), Китая (0,6 трлн. долл.) и Индии (0,4 трлн. долл.), вместе взятых. При наличии благоприятного инвестиционного климата Россия в состоянии в ближайшие 10-15 лет поглотить 200-300 млрд. долл. капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынков.
Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в нарождающиеся рынки составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся и новые индустриальные страны. По данным Госкомстата РФ, иностранные инвестиции в Россию в 1997 г. возросли до 10,5 млрд. долл. по сравнению с 6,5 млрд. долл. в 1996 г. Общий объем иностранных инвестиций составляет теперь 21,8 млрд. долл. По данным из этого же источника, портфельные инвестиции в 1997 г. составили всего 342,8 млн. долл. по сравнению с 45,4 млн. долл. в 1996 г. Прямые вложения составили 3,9 млрд. долл. по сравнению с 2,1 млрд. долл. в 1996 г. Остальные инвестиции пошли в финансовый и банковский сектора экономики. Самыми активными инвесторами были США. В 1997 г. общий объем американских инвестиций составил 2,8 млрд. долл. Затем идет Великобритания, общий объем вложений которой составил 2,3 млрд. долл., Швейцария - 1,7 млрд. долл., Германия - 1,5 млрд. долл. Российские инвестиции за границу составили 447 млн. долл.
Сегодня приток иностранных инвестиций в Россию пока еще крайне слаб. Поэтому привлечение иностранных инвесторов провозглашается правительством как один из приоритетов своей деятельности. Однако неправомерно отношение к иностранным инвестициям по принципу 'всякое даяние - благо'. Опыт привлечения таких инвестиций в бывшие социалистические страны - и прежде всего в восточные земли ФРГ - показал, что нередко инвестирование осуществляется с целью поглощения потенциального конкурента и его уничтожения. Поэтому приток иностранных инвестиций в Россию должен регулироваться исходя из принятой модели промышленной политики, т.е. эти инвестиции не должны создавать угрозу экономической безопасности России. Наша страна еще не миновала период становления новой государственности, и в связи с этим вопросы экономической безопасности для нее куда более важны, нежели для государств Западной Европы.
Например, анализ закономерностей мирового экономического развития позволяет предвидеть вариант, при котором иностранные инвесторы будут стремиться увеличить возможности для роста экспорта сырья и энергоресурсов из России. Причем достигаться это может не благодаря освоению новых месторождений, а путем подавления внутреннего потребления и на этой основе - высвобождения дополнительных объемов ресурсов для экспорта. Следствием такой политики могут стать структурные изменения в российской промышленности, прямо противоположные тем, которые предпочтительны, а именно: усиление сырьевого сектора с экспортной ориентацией поставок при свертывании обрабатывающих производств.
В современных условиях вопросы привлечения иностранного капитала для России должны решаться только в рамках четко заявленной государством промышленной политики с фиксированной системой приоритетов. Первостепенным фактором, определяющим объективную и стабильную основу поступательного развития российского государства, является обеспечение экономической безопасности. Поскольку регулятором внешнеполитических, в том числе экономических, отношений РФ выступает международное право, то от того, насколько добросовестно ее контрагенты соблюдают нормы договорного и обычного права, и зависит обеспечение ее экономической безопасности. Необходимость выполнения международно-правовых норм на основе принципа добросовестности, будучи обязательным требованием современного международного права, имеет для России как одного из активных участников международных экономических отношений самое прямое и актуальное значение. Однако практика иностранных инвесторов, к сожалению, содержит случаи недобросовестного соблюдения договорных обязательств. В этой связи представляется обоснованной четкая позиция РФ по включению в международные экономические отношения международно-правовых стандартов добросовестного поведения. Эти стандарты общеизвестны. В позитивном плане - это приверженность принятым обязательствам не только согласно букве, но и согласно их духу; честность, разумность. В порядке предупреждения нарушений принципа добросовестности исключаются любые действия злонамеренного характера: обман, попытки уклониться от всестороннего выполнения международных обязательств, а также попытки ввести в заблуждение противоположную сторону.
Международные судебные инстанции в лице Постоянной палаты Международного правосудия и Международного суда подтверждали в своих решениях позитивный характер обязательства добросовестного поведения государств. При этом несоблюдение требований принципа добросовестности при выполнении международных обязательств и пользовании правами рассматривалось как недопустимое с позиции права. Исходя из объективно проявляющих себя вовне факторов и с учетом всех обстоятельств дела, суд способен выйти на справедливое решение вопроса о том, насколько государство соблюдает принцип добросовестности в своем поведении. Этот важный констатирующий вывод показывает значимость Международного суда как беспристрастного органа правосудия в деле недопущения случаев недобросовестного поведения государств.
В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), принятой на основе Указа Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. ? 608, отмечается, что для реализации этой стратегии необходимо, в частности, обеспечить активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. И далее в порядке раскрытия внешнеэкономической направленности Государственной стратегии говорится об эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, недопущения критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Государственная стратегия формулирует задачи, поставленные перед Российским государством в целом. Российская Федерация как суверенный субъект международного права и как постоянный член Совета Безопасности должна методом активной дипломатии содействовать созданию справедливого миропорядка на основе равноправия, невмешательства, взаимной выгоды, добросовестного соблюдения международных обязательств. Большое международно-правовое значение в этом смысле имело бы более активное участие России в процессах международного экономического развития, в том числе в работе авторитетных межправительственных экономических организаций, и присоединения ко вновь создающимся организациям, например Всемирной торговой организации (ВТО), а также в подготовке многосторонних международных конвенций по вопросам экономического сотрудничества государств. Тем самым Россия могла бы полномасштабно отстаивать свои национальные интересы на мировой арене и активно влиять на становление целостной системы международной экономической безопасности в цивилизованных рамках сообщества государств.
Одной из целей государственной стратегии экономической безопасности России является защита гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и стабильность в обществе. РФ как суверенное государственное образование обладает, согласно международному праву, верховенством на своей территории. Она вправе и, более того, должна обеспечивать защиту государственного суверенитета от любых форм вмешательства, включая и экономическое вмешательство, во внутренние дела государства. Устав ООН, так же как и другие универсальные международно-правовые акты, запрещает не только политическое, но и экономическое вмешательство, поскольку это может быть расценено как посягательство на суверенитет и территориальную целостность.
Каждое государство, обладая определенным субъективным правом, может его использовать в той мере, в какой это соответствует корреспондирующему обязательству не причинять таким своим поведением ущерба законным правам другого государства. Если государство в противоречие с принципом добросовестности использует присущее ему субъективное право таким образом, что оно нарушает указанное корреспондирующее обязательство и тем самым проявляет неуважение к правам контрагента, то этим оно наносит ущерб законным правам другого государства, совершает незаконный акт - злоупотребление правом. Действия РФ по недопущению злоупотребления правом со стороны контрагентов либо в превентивном порядке, либо через обращение в международные судебные инстанции вписывается в усилия Российского государства по установлению господства права в международных отношениях.
Экономическая политика РФ в ее нормативно-законодательном оформлении должна гарантировать нормальные условия для жизнедеятельного функционирования национальной промышленности, содействовать более успешному приспособлению к изменениям на мировом рынке в условиях жесткой международной конкуренции. На макроэкономическом уровне функции государственной политики во многом обусловливаются необходимостью обеспечить экономическое равновесие во всем народнохозяйственном комплексе.