Перестройка политической системы и преобразования в экономике России с неизбежностью повлекли за собой значительные перемены во всех сферах жизни российского общества. Следствием перехода к рыночной экономике стало коренное изменение системы сбора налогов. Работавшая годами система сбора налогов оказалась непригодной в новых условиях. А так как процессы преобразований были настолько стремительны, законодатели не успевали даже просто фиксировать изменения, которые зачастую носили противоречивый характер, не говоря о создании продуманной нормативной базы, результатом чего, естественно, стала излишне сложная система налогообложения. Думается, что эту проблему вряд ли решит принятый налоговый кодекс, поскольку любая система в идеале должна носить органичный, эволюционный характер, а практика латания дыр не может этому способствовать
Нельзя не сказать и о еще одном пагубном явлении, имеющем место при формировании системы налогообложения, - необоснованном росте количества нормативных актов, посвященных сбору налогов. Естественно возникают проблемы отслеживания изменений, что имеет двоякий результат: с одной стороны, позволяет обходить законодательство недобросовестным плательщикам, с другой стороны, страдают добросовестные плательщики, не знающие о 'новинках в законах'.
Утешает тот факт, что проблема сбора налогов, правда не в таких размерах, стоит и перед другими странами мира. Это актуально даже для стран Западной Европы, отличающихся хорошей социальной защитой и высоким правосознанием граждан. По данным, которые приводят в своей книге В.Д. Ларичев и Н.С. Решетняк, 'в конце 80-х годов в ряде стран Западной Европы потери от недоплаты налогов составляли до 20% от общей суммы бюджетных доходов. В США этот показатель равен 15%'. В России же 'по различным оценкам, в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате налогов'.
Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте - это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:
- сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
- высокое количество убыточных и низко-рентабельных предприятий;
- рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;
- снижение активности банковской системы;
- растущая скрытая и явная безработица;
- продолжающийся рост цен на промышленные и продовольственные товары, сочетающийся с высокой долей населения, имеющего доходы ниже черты бедности;
- задержки выплат заработной платы.
В результате получается заколдованный круг: из-за недополучения средств в бюджет государство не может должным образом решать стоящие перед ним социальные и экономические задачи, а следствие этого опять же непополнение бюджета по причинам, обозначенным выше.
Очень интересную причину низкого поступления налоговых платежей называет В.Д. Ларичев - это так называемая теневая экономика. По данным ФСБ, теневой денежный оборот в России в настоящее время составляет 50 трлн. руб. Удельный вес теневой экономики в развитых странах обычно равен 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он достигает 40% (пугающие цифры, не правда ли?). И, естественно, никакие налоги с этих средств не уплачиваются.
Таким образом, перед государством стоит тяжелейшая задача - создание эффективной системы сбора налогов. А для решения этой задачи необходимо нормализовать деятельность органов налоговой службы, налоговой полиции, внутренних дел, обеспечить их высококвалифицированными и честными специалистами, создав для них нормальные условия работы и в первую очередь установив достойную заработную плату, необходимую для содержания семьи, что, возможно, решит вопрос получения взяток и утечки 'мозгов' из органов. Кроме того, государство должно вести работу непосредственно с налогоплательщиками, повышая с помощью информирования и разъяснения уровень правосознания, объясняя, на какие цели идут средства от налогов, а главное, установив разумные ставки налогов.
История развития налоговой системы в России
Как известно, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере налогообложения, является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, поскольку оно связано с поступлением средств в государственную казну. Поэтому думается целесообразно остановиться на вопросе становления и развития налоговой системы на протяжении веков и посмотреть, как же тогда решались проблемы сбора налогов.
Все проблемы налогообложения порождены отсутствием согласованных интересов между государством и налогоплательщиком, когда, грубо говоря, государство изымает у собственника часть заработанных им средств и перераспределяет их в соответствии с собственными интересами, а собственник, естественно, пытается заплатить как можно меньше. Такая проблема стояла всегда. Еще 'Фома Аквинский определил налоги как дозволенную форму грабежа, а Ш. Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им'.
Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков.
Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц.
Обязательные платежи в казну правителя существовали и в Древней Руси, как известно, в виде дани, которая собиралась в натуре ( зерном, мехами, медом, изделиями ремесленников и др.). Ее собирали двумя способами:
- 'повозом' - когда плательщики дани сами привозили ее правителю;
- 'полюдьем' - когда правитель с дружиной сам приезжал за данью.
Наряду с данью в Киевской Руси существовали и другие источники пополнения казны, как, например, судебные штрафы, контрибуции, штрафы за преступления, взимаемые в пользу князя, торговые пошлины и доходы с княжеских имений, которые обрабатывались преимущественно трудом княжеской челяди.
После образования Российского централизованного государства основным налогом стал поземельный налог, а также налог на содержание войска - 'стрелецкие деньги'. Механизм уплаты налогов был таков: каждой посадской общине давали общую сумму налога, но так как его распределением занималась посадская верхушка, то вся тяжесть налога ложилась, как всегда, на плечи простых тяглецов. В 1646 г. был введен наиболее одиозный налог на соль, который стал причиной народного бунта, вошедшего в историю под названием 'соляного бунта'.
В процессе исторического развития количество различных видов налогов постоянно увеличивалось, 'начиная с 1704 г. является один за другим бесконечный ряд новых налогов: мельничный, банный, погребной, пчелиный, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с найма домов, померной, весчий, хомутейный, подужный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, трубный с печей, с продажи съестного и другие 'мелочные всякие сборы'.
К новым налогам присоединялись казенные монополии; к прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и - дубовые гробы... Рыбные ловли отдавались из казны на откуп; вино продавалось в казенных кабаках.
В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов была предпринята новая серьезная финансовая мера - введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697 г. подворное обложение. Помещичьи крестьяне должны были платить 'по 8 гривен с персоны' (т. е. по 80 копеек) в год; государственные крестьяне и посадские люди должны были платить дополнительно (взамен помещичьих доходов) по 40 копеек с души. Причем в действительности размер подати был еще выше, так как душа мужского пола была не реальной плательщицкой единицей, а счетной, поскольку подушная подать взималась со всего мужского населения от грудных младенцев до глубоких старцев и даже с давно умерших, но числившихся в живых, в так называемых ревизских сказках.
В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, однако не носившие системообразующего характера. Значительным событием в процессе становления российской налоговой системы стала налоговая реформа 1881-1885 гг., в ходе которой были отменены существовавшие ранее соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.
После реформы основные суммы государственных доходов поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли почти половину всего государственного бюджета. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. Так, в 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. руб. Значительная сумма в том же году поступила в виде акцизов на сахар - 92 млн. руб., табак - 49 млн. руб., керосин-27 млн. руб. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. руб. Прямые налоги (государственный поземельный налог, промысловый налог, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на переход недвижимости, налог на наследство и др.) были собраны в сумме более 148 млн. руб., что составляло лишь 7% всего бюджета4 . Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом.