Проверка налогоплательщика проводится в срок не более двух месяцев. Однако начальник федерального органа налоговой полиции или его заместитель, курирующий оперативно-розыскную деятельность, на основании мотивированного рапорта проверяющих могут увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. Началом срока ее проведения является день вынесения постановления. А окончания - день подписания акта всеми проверяющими.
В случае если в период с момента вынесения постановления до окончания работы налоговых полицейских возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, начальником федерального органа полиции или его замом может быть принято решение о внесении дополнений.
ПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТЫ...
Проверяющие непосредственно после прибытия на объект проверки обязаны предъявить налогоплательщику или его законному представителю: - удостоверения сотрудников налоговой полиции; - постановление о проведении проверки.
Справедливости ради, проверяющие удостоверяют и личность налогоплательщика или его представителя, при этом, убедившись, что полномочия последнего оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью, ордером юридической консультации, выданном адвокату в установленном порядке и т. п.).
Налогоплательщик вправе присутствовать при проведении проверки, когда она проводится в занимаемых им помещениях или на принадлежащих территориях. В постановлении даже делается отметка о разъяснении этого права. Если же налогоплательщик отказывается ознакомиться с постановлением о приведении проверки или не желает присутствовать при ней, проверяющими производится запись об этом с обязательным указанием даты предъявления постановления, фамилии, имени, отчества налогоплательщика и мотивов, по которым был заявлен отказ. Сделанная запись удостоверяется подписями проверяющих.
ВХОД ДЛЯ ПОСТОРОННИХ
В ходе проверки налоговые полицейские могут беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местности независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. Подлежат проверке и транспортные средства.
О необходимости обследования жилых помещений проверяющие подают рапорт начальнику федерального органа налоговой полиции. Обследование, ограничивающее конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, производится только на основании судебного решения.
В ходе обследования проверяющие имеют право производить фото- и киносъемку, аудио- и видеозапись, использовать информационные системы и другие средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей, а также не причиняющие вреда окружающей среде. Все полученные такими способами результаты прилагаются к акту.
О производстве обследования составляется акт. В нем фиксируются существенные фактические данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов обследования, представляющих интерес для данной проверки.
Акт подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми, налогоплательщиком. При отказе налогоплательщика заверить этот документ об этом упоминается в акте.
Полицейские вправе и истребовать у проверяемого налогоплательщика любую информацию, необходимую для проведения проверки, в том числе документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности. Конечно, полученную информацию используют исключительно в служебных целях: разглашению она не подлежит.
А ЭТО МЫ ВОЗЬМЕМ С СОБОЙ
Среди прав проверяющих - изъятие материалов (предметов, документов). Оно производится с участием понятых и, как правило, в присутствии налогоплательщика. Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются налогоплательщиком и заверяются его печатью (когда налогоплательщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).
О производстве изъятия копий документов (предметов, материалов) составляется.акт. Копии описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документов (предметов, материалов). Все изымаемые копии документов предъявляются понятым и налогоплательщику, о чем делается запись в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц федеральных органов налоговой полиции, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и налогоплательщиком. Копия акта об изъятии вручается налогоплательщику под расписку.
Бывает, имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Тогда может
производиться изъятие подлинных документов в определенном порядке. При изъятии изготавливаются копии, которые передаются налогоплательщику. Ответственность за утрату проверяющими подлинников документов наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Во время проверки налогоплательщика проверяющие осуществляют: - проверку устава и учредительных документов организации (свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя), документов о постановке на учет в налоговом органе, налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности организации, договоров (контрактов), банковских и кассовых документов, накладных на отпуск материальных ценностей, актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов-фактур и других первичных учетных документов, подтверждающих факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетных регистров (главной книги (книги учета доходов и расходов), журналов-ордеров, ведомостей и т.п.), а также иных документов, необходимых для установления законности и правильности произведенных операций; проведение оценки наличия и движения материальных ценностей и денежных средств, правильности формирования затрат, полноты оприходования продукции, достоверности объемов выполненных работ (оказанных услуг) и т.п. При необходимости в ходе проверки исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. В этом случае для участия в проверке привлекается специалист в области информационных технологий, которому поручается обеспечить доступ к информации, провести анализ цифровых и текстовых данных, хранящихся в электронном виде, определить даты ввода в компьютер исследуемой информации и внесения изменений в содержание документа, восстановить стертые файлы и записи в базах данных, установить авторство, место, способ подготовки информации и т.д., а также изучить состояние компьютера и периферийных устройств. Учетная и иная информация, хранящаяся в электронном виде, может исследоваться как непосредственно на компьютере, так и на копиях этой информации. При этом налогоплательщик по требованию проверяющих предоставляет им на бумажном носителе копии первичных и сводных учетных документов, хранящихся в электронном виде;
- оценку заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях данных, связанных с исчислением и упла той налогов, и фактических данных, установленных в ходе проверки; - проверку достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности; - иные мероприятия, которые федеральные органы налоговой полиции вправе производить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При необходимости установления обстоятельств совершения определенной сделки проверяющие обязаны направить соответствующие запросы налогоплательщикам, выступающим контрагентами проверяемого налогоплательщика.
Если филиалы и представительства налогоплательщика, в отношении которого производится проверка, располагаются на территории других субъектов Российской Федерации, федеральный орган налоговой полиции, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении проверки там. Причем запрос должен быть направлен в срок, обеспечивающий его исполнение в течение не менее одного месяца.
'НЕ СВОЕ' ПРЕСТУПЛЕНИЕ
В случае выявления в ходе проверки налогоплательщика фактов нарушений действующего законодательства Российской Федерации, являющихся административными правонарушениями или преступлениями (помимо преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации), отнесенными к ведению федеральных органов налоговой полиции, указанные факты в обязательном порядке включаются в акт проверки налогоплательщика с указанием даты обнаружения.
А при обнаружении фактов нарушений действующего законодательства, являющихся административными правонарушениями или преступлениями, НЕ отнесенными к ведению федеральных органов налоговой полиции, указанные факты в акт проверки налогоплательщика не включаются. Разумеется, принимаются меры для надлежащего закрепления следов обнаруженного преступления.
Нередко для участия в проведении конкретных действий, требующих научных, технических или иных специальных знаний, привлекается специалист. Часто - на договорной основе. Решение о таком участии принимают проверяющие по согласованию с начальником федерального органа налоговой полиции (его заместителем, курирующим оперативно-розыскную деятельность).
При проведении ряда проверок привлекаются понятые в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут выступать любые не заинтересованные в исходе проверки физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц федеральных органов налоговой полиции.
Понятые удостоверяют в акте, составленном проверяющими, факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые могут делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат обязательному внесению в акт.
СОЧИНЕНИЕ В ТРЕХ ЧАСТЯХ
По результатам проверки налогоплательщика проверяющими не позднее срока окончания проверки составляется акт. В нем отражаются все выявленные в процессе проверки нарушения законодательства о налогах и сборах, обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения (в том числе о добровольной уплате налогоплательщиком сумм неуплаченных налогов и сборов, выявленных в ходе проверки налогоплательщика).