Основания аннулирования регистрации перечислены в ст. 76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Таких оснований несколько.
В соответствии с п. 1 ст. 76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется вышестоящей комиссией в случае нарушения требования п.19 ст.38 указанного Федерального закона, заключающегося в том, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть аннулирована решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения (блока) об отзыве кандидата (списка кандидатов).
Также подлежит аннулированию регистрация кандидата в случае утраты им пассивного избирательного права. Аннулируется и регистрация списка кандидатов, если число исключенных из списка кандидатов превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
Признание итогов голосования и результатов выборов недействительными. Данная мера конституционно-правовой ответственности предусмотрена в ст. 77 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
Пунктом 1 ст. 77 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения законов о выборах, регламентирующих проведение соответствующих выборов, вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
После определения результатов выборов решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов может быть отменено только судом с учетом установленных в законодательстве правил подсудности.
Согласно п.2 ст.77 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав основанием для судебной отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов являются следующие установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или более чем на 10 процентов превысили предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленный законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации нарушили п.1 ст.56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (запрет на злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации), и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с п.3 ст.77 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Как видим, не каждое нарушение законодательства о выборах, допущенное в ходе проведения избирательной кампании (за исключением нарушения, указанного в подпункте "а" п. 2 ст. 77 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав), само по себе является достаточным основанием отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
Судом необходимо установление не только самого факта нарушения, перечисленного в пунктах 2 и 3 ст. 77 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, но и такого характера этого нарушения, который не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом суд должен проверить: были обеспечены или нет необходимые условия, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей.
Приведем пример из судебной практики.
В феврале 2001 г. Черняховским городским судом Калининградской области была рассмотрена жалоба на решение муниципальной избирательной комиссии от 22 января 2001 г. о признании недействительными выборов депутата районного Совета Черняховского муниципального образования по избирательному округу ?1. По результатам проведения окружной избирательной комиссией повторного подсчета голосов избирателей были установлены следующие обстоятельства. Избирательных бюллетеней категории "против всех кандидатов" было обнаружено 192, бюллетеней за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов - 195. Окружная избирательная комиссия получила до выборов от муниципальной избирательной комиссии 2000 избирательных бюллетеней. При повторном подсчете было обнаружено всего 1996 бюллетеней, тем самым была обнаружена недостача 4 бюллетеней. При таком соотношении голосов недостача 4 бюллетеней существенно влияет на итоги голосования. Как установил суд, в данной конкретной ситуации невозможно определить к какой категории бюллетеней могли относиться эти 4 бюллетеня. В этой связи окружная избирательная комиссия не могла принять решение о признании выборов по избирательному округу ?1 действительными. Суд пришел к выводу, что муниципальная избирательная комиссия действовала в пределах своих полномочий и законно отменила решение окружной избирательной комиссии, признав выборы по данному округу недействительными6. Как видим, в приведенном примере при установлении итогов голосования и определения результатов выборов были допущены такие нарушения законодательства о выборах, которые не позволяли выявить действительную волю избирателей.
Как известно, согласно предписанию, изложенному в п.2 ст. 64 ранее действовавшего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г. ?55-ФЗ), предусматривалась отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, если имели место нарушения законодательства о выборах, которые формально не позволяли с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Конституционным Судом Российской Федерации по итогам рассмотрения одного из дел было отмечено, что использование законодателем формулировки "достоверность результатов волеизъявления избирателей" позволяла правоприменителю отказываться при рассмотрении соответствующих избирательных споров от установления влияния обнаруженных существенных нарушений в ходе выборов на адекватное отражение действительной воли избирателя в итогах голосования, результатах выборов, что фактически приводило к отказу в эффективной судебной защите избирательных прав и, следовательно, противоречило Конституции Российской Федерации.
Суды, не прибегавшие к отмене результатов выборов в избирательном округе, исходили из того, что отмена результатов выборов возможна лишь при условии доказанности влияния выявленного нарушения избирательных прав на достоверность результатов волеизъявления избирателей. Между тем, к примеру, в условиях незаконного отказа кандидату (кандидатам) в регистрации, такое доказывание практически неосуществимо. Поэтому суды ориентировались не на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе первоначальных или повторных выборов, а лишь на формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов, т.е. на проверку результатов состоявшегося голосования. Однако, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, к этому не сводится оценка адекватности отражения в результатах выборов действительной воли избирателей, и отмена результатов выборов возможна также и в других случаях - если не были обеспечены необходимые условия, существенно влияющие на свободной волеизъявление избирателей7.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации была учтена в новом (ныне действующем) Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при формулировании редакции ст.77 указанного Федерального закона.
Избрание гражданина депутатом или выборным должностным лицом является юридическим результатом конкретных выборов. Избранный кандидат не может нести ответственность за нарушения законодательства о выборах, способствовавших избранию не избранных кандидатов. В этой связи не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения избирательного законодательства, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, зарегистрированных кандидатов.