До революционного переворота 1917 года в Российской империи существовали похоронные агентства — но исключительно в городах. В селах хоронили силами всей крестьянской общины. Все погосты принадлежали церкви — частные были под запретом. Кладбища создавались беспланово, часто не имели четко очерченных границ, не охранялись, а уход за могилами был исключительно добровольным делом родных и близких усопшего.
Ухоженными выглядели надгробия и семейные склепы аристократических и купеческих семей, но большинство захоронений выглядели неухоженными и располагались неупорядоченно — никто не нес за них ответственности.
Похороны после Октябрьского переворота
Малоизвестный факт: декрет большевиков «О земле» касался и территории погостов: они подверглись национализации. Последующие нормативно-правовые акты новой власти разделили похоронный процесс на погребальную и обрядовую части. Бесплатно можно было получить место на кладбище, органы местного самоуправления бесплатно же проводили погребение гражданина, но за отправление религиозных обрядов требовалось заплатить.
Похоронные агентства также были национализированы — но после Первой мировой войны, революции, на фоне текущей гражданской войны органы местной власти банально не справлялись ни с финансированием, ни с организационной стороной похоронного дела. Разруха в стране заставляла граждан заниматься разорением даже уже существующих кладбищ — захоронения разграблялись, надгробия из камня превращались в стройматериалы, а деревянные кресты — в материал для растопки.
Государство было вынуждено частично приватизировать похоронное дело. Погребальные артели, организованные во время НЭПа, просуществовали столько же, сколько он сам. Похоронное дело опять оказалось в руках органов местной власти, вовсе не желавших такой ответственности. В итоге кладбища по всей стране пришли в окончательный упадок — зато похоронить человека стало невозможно без регистрации факта смерти в ЗАГСе.
Советский Союз и идея кремации
Советская власть возлагала на процесс кремации большие надежды — это выглядело перспективным и выгодным начинанием. Кремирование пропагандировалось — но реальной работы по созданию крематориев, доступных для населения и эффективных, не велось.
Попытки внедрить кремацию в Петрограде и Москве не увенчались успехом. Питерский крематорий «прожил» два месяца: печь оказалась слишком дорогой в содержании и постоянно нуждалась в ремонте. Московский крематорий расположился в недостроенной церкви, причем печь оказалась в подвале, и тело словно отправлялось прямиком в адское пламя. В Москве сожжение усопших стоило дешево и начало было обретать популярность — но остальная Россия осталась в прежнем состоянии. Выстроить множество крематориев быстро и недорого оказалось невозможной задачей — вплоть до Великой Отечественной войны, а во время ее и после было уже положительно не до обустройства похоронного дела.
Похоронное дело после Великой Отечественной
Все, что имелось в Российской империи в плане погребального дела, было разрушено, альтернативы не существовало и не предвиделось: после опустошительной войны в первую очередь требовалась забота о живых. Им требовались жилье, рабочие места, транспорт, медицина — следовало срочно восстанавливать все, разрушенное войной. Поняв, что государство не намерено заниматься вопросом захоронений, народ научился справляться с ним самостоятельно.
Похороны осуществляли собственными силами, кладбища появлялись и расширялись спонтанно, надгробия сооружались из подручных материалов. Именно из этих времен — традиция огораживать могилы оградками: регистрация захоронений не велась, участки земли собственникам не принадлежали. Это была иллюзия собственности, не имеющая юридической силы.
Государство занялось урегулированием похоронного дела лишь в 1970-х. Появились санитарные нормы для мест погребения, открылись заводы по производству и магазины для реализации ритуальных товаров, регламентируется кладбищенская планировка, возникает профессия «похоронный агент». Финансов на грамотную и полноценную реализацию новых проектов в похоронном деле опять не хватало — указов партии и правительства было явно недостаточно для того, чтоб все построилось и организовалось.
Наши дни
Лишь перестройка и влияние Запада оказали серьезное влияние на погребальную культуру, столько времени развивавшуюся силами народа, но не государства. Похоронная индустрия все же развивалась, пока не превратилась в то, что мы видим сегодня. Тем не менее, пережитки советского прошлого сохранились в коллективном сознании: даже сейчас за определенную плату осуществляется «рейдерский захват» чужих мест погребения, если территория кладбища ограничена— переносятся оградки, уничтожаются памятники.
В настоящее время существует много частных ритуальных предприятий, которые оказывают цивилизованные церемониальные услуги за умеренную стоимость, или за счет государственного пособия на погребение.
Если у необходима информационная помощь, задайте их авторам статьи, похоронной службе elz.by, которые ответят на все интересующие вопросы.
По данным американских социологов, сегодня каждая шестая семейная пара познакомилась именно в Интернете - на сайте знакомств, в социальной сети или просто тематическом форуме
Посетители больших гипермаркетов, концертных залов, аэропортов, вокзалов давно обратили внимание на то, что чистота в помещениях с большой площадью поверхности полов поддерживается не армией уборщиц с половыми тряпками, а с помощью средств малой механизации, а именно поломоечными машинами