12 декабря прошедшего года исполнилось 25 лет Конституции России. Четверть века - срок, который нас обязывает к анализу пройденного пути. По этой причине внес инициативу проанализировать, Как Конституция трудится Сегодня c учетом требований времени. Оценить, что Мы можем сделать Для последующего увеличения продуктивности ее принципов И норм.
позже конкретизировал ряд своих предложений по поддержанию баланса ветвей власти. Тема вызвала достаточно большой резонанс. В связи с этим, в данной статье пожелал бы подробнее раскрыть свою позицию.
Российская Конституция была принята в 1993 году в экстремально тяжкое И сложное Для Государства время. Было весьма важно, что Конституция определила путь И приоритеты развития России Как сильного, демократического И правового страны. Страны, которое заявляет И Защищает права И свободы человека И гражданина. Защищает национальный суверенитет И общественное согласие. Ставит в виде базового - принцип социального страны, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь И свободное развитие человека.
Сегодня Ясно, Насколько большое значение имело всенародное волеизлияние за принятие Конституции. Насколько большую роль она сыграла в стабилизации обстановки в стране, преодолении тяжелого политического падения И сохранении территориальной целостности страны. Как ее нормы И принципы способствовали последующему укреплению И социально-экономическому восстановлению России, создавали правила Для ее стабильного развития.
Да, большинство конституционные принципы получилось реализовать далеко не сразу. В 90-е годы ряд принципиальных положений Конституции оставались, скорее, декларациями И намерениями. Но принципиально важно, что Они были зафиксированы в большинстве своем законе страны. И Это, Во многом, позволило потом начать возрождать страну, восстанавливать силу И единство страны И общества, социальную справедливость.
Это еще раз утверждает, Насколько большое значение имеют не только конкретно конституционные нормы, Но И те принципы И ценности, которые заложены в Основной закон И предопределяют его жизнеспособность, потенциал развития страны. Именно опираясь на такой правовой фундамент И дух Конституции, за минувшие десятилетия нам многое получилось сделать.
Данный вывод наиболее важен И актуален, Так Как время безостановочно идет вперед. Сегодня перед страной возникают свежие вызовы. А стратегические задачи развития требуют еще большей продуктивности их решения.
по этой причине И надобно Оценить потенциал Для развития И дальнейшего увеличения продуктивности работы принципов И норм Конституции.
Ответить на надлежащие вопросы экстремально важно. В соответствии социологическим исследованиям Именно соблюдение И по максимуму полная реализация конституционных прав Жителей - самое Главное социальных прав - является безусловным приоритетом Для общества.
например, реализация принципов социального страны, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь И свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции - Это ключевой запрос общества к конституционной системе. Это запрос на социальную справедливость.
без сомнения, Речь не идет об изменении И пересмотре базовых положений Конституции. Они незыблемы. Напротив, надобно говорить про то, Как добиться их по максимуму качественной реализации, адаптировать к новым вызовам И требованиям времени. Какие Для этого необходимы свежие конституционные трактовки или дополнительные законодательные решения, отвечающие запросам людей И коренным задачам развития страны. И лишь бывает целесообразны точечные корректировки Конституции, которые позволяют лучше раскрыть правовой потенциал нашего Основного Закона.
Данный подход полностью соответствует распространенной в мировой конституционной практике доктрине " живой Конституции ", необходимость реализации которой в нашей стране безостановочно подчеркивает руководитель Конституционного Суда Валерий Дмитриевич Зорькин.
Даже При неизменности главных положений Основного Закона их содержание И смысл, актуальное наполнение безостановочно развиваются. Для этого на базе Конституции, создана система Закона, которая расширяется И совершенствуется. Важна И роль Конституционного Суда, который конкретно актуализирует Конституцию, применяя в ее трактовке разные правовые доктрины - такие Как конституционная идентичность нации или необходимость поддержания доверия к закону.
Если говорить О принципах социального страны, то Ясно, к примеру, что конституционно закрепленные понятия " достойная жизнь " И " свободное развитие человека " не только не имеют четкого теоретического И правового описания, Но кроме этого - Они динамичны И имеют возможность меняться со временем. Достойные правила жизни человека И возможности Для его свободного развития в настоящее время И 25 лет назад - Это совершенно разное наполнение этих понятий. Сегодня граждане мыслят про Это шире, чем два десятилетия назад. Требования выше. Стандарты современнее. Начиная от продолжительности жизнедеятельности И качества инфраструктуры И заканчивая новыми технологиями, их возможностями, свободным доступом к ним, безопасностью.
Государство осознает Это, когда Ставит свежие национальные цели развития, увеличения качества жизни, образования, здравоохранения, развития цифровой экономики, экологического благополучия. Ведь нормы И формулировки Конституции не изменились, А то, что Мы в них вкладываем, чего ждем - представление про Это существенно расширилось.
в тоже самое время принципиально важно оценивать реализацию норм Конституции не только в существующем законодательстве, Но И в том, которое обязано быть разработано в в течение нескольких следующих лет. Это касается новых сфер технологического И социально-экономического развития, которые на текущий момент в правовом плане еще не урегулированы. Повествование ведется, к примеру, О цифровизации, больших данных, искусственном интеллекте, цифровой безопасности, генных И биотехнологиях, робототехнике. Во всех этих сферах возникают вопросы О соблюдении прав человека, конституционных принципов.
Мы несомненно обязаны анализировать эти вопросы, работая в в течение нескольких следующих лет над формированием современного И передового Закона в данных сферах.
со своей стороны, обеспечивать на практике нормы социального страны имеют возможность И обязаны, самое Главное, Именно согласованные действия всех ветвей И органов власти.
Представляя желания Жителей, парламент законодательно определяет оптимальные формы реализации конституционных принципов, А Так же среди них в меняющихся новых условиях И вызовах. Задача исполнительной власти на практике реализовать эти сформулированные представителями народа И установленные законодательным актом механизмы достижения конституционных целей. Со своей стороны - под парламентским контролем.
Вот отчего особо выделяю в анализе Конституции вопросы, связанные с отсутствием необходимого баланса в деятельности законодательной И исполнительной ветвей власти. И тут И в правду имеют возможность быть необходимы отдельные, точечные конституционные новации.
отчего Это Таким образом? Больший баланс властей не сводится к задаче обеспечения сдержек И противовесов. Главное, что он обязан обеспечивать - Это более отменное Качество взаимодействия И согласованности работы государственного механизма. Качество демократического правления, которое, со своей стороны, Как раз И надобно Для по максимуму полной реализации прав И конституционных основ.
власть народа - Это процедура, по этой причине, чем больше процедур взаимодействия И наблюдения властей фиксирует И определяет Конституция, тем более эффективным имеет возможность быть государственное управление. Вот отчего Именно такого рода уточнения в Конституцию имеют возможность быть целесообразны.
то есть говоря, по рассматриваемому пути уже И развивается Российская конституционная модель. Таким образом, совершенно правильно были сделаны шаги по внесению перемен в Конституцию в 2008 году. Повествование ведется О поправках в пункт " в " статьи 103 И пункт " А " статьи 114 Конституции Российской Федерации, которыми были установлены нормы об обязанности Правительства каждый год отчитываться перед народными избранниками об итогах своей деятельности, А Так же среди них по проблемам, поставленным Государственной Думой.
Так, направление реализованных конституционных новаций уже задало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. И Это дает результат. Мы наблюдаем, что выросла ответственность Правительства И Качество власти в общем, стал эффективнее парламентский надзор за принимаемыми решениями.
Сегодня надобно идти по рассматриваемому пути дальше. Например, целесообразно дополнительно детализировать нормы отчета Правительства перед парламентом по проблемам, поставленным Государственной Думой, А Так же среди них в части оценки деятельности отдельных министерств.
Также Было бы правильно - подчеркну, на мой взгляд - дополнительно рассмотреть вопрос участия Государственной Думы в формировании Правительства РФ. Сегодня Согласно с Конституцией Российской Федерации (связанные положения пункта " А " ст. 83, пункта " А " ст. 103 И частей 1-3 ст. 111), Государственная Дума участвует в формировании Правительства только Во время процедуры дачи согласия Президенту на назначение главы кабинета министров.
Но формирование самого Правительства на практике, исходя из опыта моей работы И в Правительстве РФ, И Администрации Президента, осуществляется самим Председателем Правительства. Руководитель РФ принимает заключение О составе Правительства по представлению главы кабинета министров (пункт " д " ст. 83, часть 2 ст. 112 Конституции Российской Федерации, А Также ст. 9 ФКЗ " О Правительстве Российской Федерации " ), Но без возможности опереться на альтернативную позицию или мнение по кандидатурам.
При внесении предложений Председателем Правительства по кандидатурам будущих членов Правительства Для назначения Президентом РФ, отсутствуют процедуры их обсуждения И консультаций.
Согласно с Конституцией И Федеральным конституционным законодательным актом " О Правительстве РФ ", Правительство осуществляет исполнительную власть Как коллегиальный орган, сделанный из главы кабинета министров, заместителей главы кабинета министров И федеральных министров.
в связи с этим Было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума Как минимум участвовала в консультациях При назначении членов Правительства. Это имеют возможность быть надлежащие процедуры, Но Они требуют занесения перемен в Конституцию.
Наличие возможности представительной власти высказать свое мнение главе страны по предлагаемому составу Правительства Как органа, осуществляющего исполнительную власть, соответствовало бы принципам должного баланса властей, обеспечивало бы более высокий уровень ответственности в работе членов Правительства. И, что Также важно, способствовало повышению продуктивности реализации конституционных полномочий Президента РФ по поддержанию согласованного функционирования И взаимодействия органов Государственной власти.
Так, главный вывод И формула актуализации Конституции состоит в предстоящем. Базовые конституционные нормы И ценности неизменны. Другие положения Конституции имеют возможность развиваться И приспасабливаться к современности. Но Это обязано происходить через механизмы качества демократии, процедурную насыщенность баланса И взаимодействия властей, требуемую Для достижения конституционных целей, например целей социального страны.
Прямо пропорционально росту популярности Интернет растет число мошеннических сайтов, цель которых - обмануть, привлечь как можно больше людей и заработать обманным путем