" Право на голос ": базовые принципы парламентаризма и задачи на будущее
В " Российской газете " руководитель ГД Вячеслав Володин обнародовал программную публикацию " Право на голос ", посвященную вопросам развития парламентаризма. Руководитель палаты убежден, что парламент обеспечивает механизм публичного диалога И демократического представительства интересов, верховенства права И предохранения прав Жителей. Следовательно, Этот институт народовластия обязан взять на собственные плечи ответственность за преобразования, нужные для грядущего.
руководитель ГД сформулировал пять задач Межпарламентского диалога. На первом по списку месте - необходимость преодоления падения интернационального права, что может быть только на базе коллективных, А вовсе не односторонних решений. И С базой на такие важнейшие принципы, Как равноправный диалог И невмешательство во внутренние дела иных стран.
по отзывам главу ГД, Сегодня одной из наиболее опасных тенденций мировой политики является целенаправленный подрыв И демонтаж институтов интернационального права. С этими глобальными трансформациями тесно связана вторая задача Межпарламентского диалога. Движение мира в сторону многополярности - объективная тенденция, пишет Вячеслав Володин. А многополярность требует максимального согласования интересов. Именно парламент обеспечивает механизм публичного диалога И демократического представительства интересов, верховенства права И предохранения прав Жителей.
в связи С этим встает вопрос продуктивности Межпарламентского сотрудничества. Раскрыть его разносторонний потенциал можно, только освободившись От ряда накопленных системных вопросов И сдерживающих факторов. Один из них - Так называемый " парламентский туризм ", который характеризуется беспредметностью межпарламентских контактов.
Другая, Еще Более опасная крайность - Это политизация межпарламентских институтов, попытки Их превращения в арену блоковой противостояния, дискриминации, А бывает И прямых провокаций радикалов, Как в случае С произошедшим не Так давно вопиющим инцидентом в процессе сессии Межпарламентской ассамблеи православия в Тбилиси.
От имени своих партнеров по ГД Вячеслав Володин агитирует национальные парламенты И межпарламентские структуры лучше слышать Людей. Без этого не решить третью задачу межпарламентских отношений - обеспечивать представительство интересов Жителей разных государств И укреплять взаимное доверие.
Большие возможности Межпарламентского сотрудничества Хорошо видны , Например, на четвертой задачи - совместного противодействия глобальным угрозам. Одна из подобных угроз - интернациональный терроризм. В этом же ряду - борьба С такими угрозами, Как незаконная миграция И наркотрафик.
Наконец пятая, Но, по отзывам Вячеслава Володина, Одна из наиболее актуальных задач Межпарламентского диалога - формирование правовой базы грядущего При переходе мировой экономики И социального развития в новую цифровую эпоху. Само собой, При сохранении ориентации на права человека.
Главный редактор журнала " Россия в глобальной политике " Федор Лукьянов подчеркивает объективный факт текущего момента - рост влияния народного представительства, И То есть представительных органов на политику, Как национальную Так И международную. По отзывам эксперта, связано Это С изменениями в обществах:
- Общество повсеместно отвергают Такую технократическую, высокомерную роль истеблишмента. Общества хотят, чтобы Их голос был показан больше. В евросоюзе весьма Активно представлена эта личная позиция. Мы видели недавние выборы в Европарламент. Там появляются свежие силы, свежие конфигурации. Это следствие недовольства Людей тем, Как представлены Их желания.
И тоже самое везде, даже в США, При всех весьма специфических особенностях того, Как устроен конгресс, Мы видим повышение его роли. Хорошо Это или плохо - Это другой вопрос, Но Это объективно происходит. С обратной стороны, такие политики, Как Дональд Трамп, тоже в целом апеллируют к людям. Это межпарламентское сотрудничество Важно потому, что параллельно С этим происходит рост запроса Людей на представительство, на голос.
Это объективная реальность, про Это Вячеслав Володин, видимо, И говорит. Другая тема связана С политическими отношениями России И ряда западных государств. Увы, Они расположены в кризисе, который охватывает все сферы государственного управления, исполнительной, законодательной И всей прочей власти. Это явление продолжительное, Но в итоге временное. Но граждане в общем не выражали заинтересованность в противостояния. У них другие задачи, желания, Они думают о другом. Это может Как-То влиять И на геополитику. Но Это вопрос не завтрашнего дня, Это длительный процесс, связанный С трансформацией обществ И политических систем в евросоюзе.
Сам по себе феномен того, что парламент Как представительный орган приобретает большое значение, Это объективный фактор.
по отзывам главу Совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрия Бадовского эпиграфом к программной статье Вячеслава Володина о задачах Межпарламентского диалога в мире вполне могли бы стать слова его преподаватели Евгения Максимовича Примакова: " Признак великой державы - Когда твоя страна необходима, С ней хотят иметь дело. Россия - великая держава Именно потому, что большинство проблемы на интернациональной арене Без нее решаться не имеют возможность ".
- Вячеслав Володин говорит Как раз про То, что роль межпарламентских отношений И парламентской дипломатии в сегодняшнем мире растут. А Россия, отстаивая в глобальном масштабе такие принципы парламентаризма Как публичный диалог, демократическое представительство интересов, верховенство права И защита прав Жителей, делает многое, чтобы у всего парламентского братства И Как можно большего числа государств на интернациональной арене было своё полноценное " Право на голос ".
Сегодня в мировой политике очевиден не только кризис интернационального права И соответствующих институтов, Но происходит Их, по настоящему, целенаправленный подрыв И демонтаж. В угоду навязывания всем правил игры одностороннего доминирования, которые предполагают беспрерывное расширение политики наказаний по всем проблемам И направлениям И основаны на экстерриториальном использовании национального права, самое главное американского.
в условиях, Когда межгосударственные отношения Нередко осложнены этой ситуацией, Как раз И повышается запрос на Развитие межпарламентских связей, Так Как Они обеспечивают Более широкое пространство демократического диалога. Депутаты выступают не только Как Уполномоченные стран, Но И напрямую Как Уполномоченные народов. А помимо этого, политически структурированные парламенты обеспечивают включение в диалог уполномоченных Как правящих, Так И оппозиционных партий.
Развитие парламентаризма оказывается широкой платформой для диалога по поддержанию интернационального права, тем Более что повествование ведется о взаимодействии законодателей, которые имеют собственный достаточно существенный инструментарий для борьбы С многими глобальными вызовами, такими Как интернациональный терроризм, наркотрафик, незаконная миграция, экологические проблемы.
Еще Одна важнейшая причина повышения актуальности межпарламентских связей также связана С вопросами интернационального права. Но тут повествование ведется о его отсутствии в новых сферах технологического развития. В связи С этим в новой информационно-технологической реальности цифровой экономики, кибервойн, развития искусственного интеллекта возникают свежие вызовы И опасности Как для суверенитета стран, Так И для соблюдения прав человека.
Именно парламентам, Как верно подчеркивает Вячеслав Володин, предполагается в в течение нескольких следующих лет снабдить формирование правовой базы грядущего в сих сферах технологического развития, А Так же среди них по максимуму гармонизировать национальное закон И сделать устойчивые международно-правовые подходы по всем этим направлениям.
в общем, Как я уже заявлял, рост роли межпарламентских отношений И парламентской дипломатии в сегодняшнем мире отражает То, о чем писал Еще классик политической теории вообще И парламентаризма Например Эдмунд Берк: " Людей не привяжешь друг к другу бумагами И печатями. Их влечет друг к другу сходства, согласие, симпатии. И все Это Так же справедливо для народов, Как И для отдельных Жителей. Ничто Так сильно не укрепляет обоюдную приязнь между разными нациями, Как сходство в законах, привычках, обычаях, склонностях И жизненных правилах ".
Именно по этой причине Вячеслав Володин Как идеолог парламентаризма настаивает на том, что межпарламентские структуры обязаны не впадать в политизацию деятельности или же парламентский туризм, А призваны больше всего заниматься выработкой конкретных общих решений И гармонизацией закона - собственно Как раз тем самым " сходством в законах И обычаях ", которое больше всего сближает страны И народы.
Проректор Финансового университета При Правительстве России Константин Симонов согласен С тезисом, что современный мир произвел столкновение С дефицитом или разрушением общих правил игры:
- Несмотря на То, что большинство в РФ пытаются говорить про То, что общие правила игры остались И Россия пытается сохранить институты, которые принято называть институтам постялтинсокого мира, ООН И несколько иных организаций, Но Мы наблюдаем, Как разрушается интернациональное Право. При чем его разрушают те страны, которые у нас принято ассоциировать Как раз С ответственным отношением к праву.
Возьмем такие же европейские страны, которые в последние время весьма странно И весьма вольно относятся к международному праву. Пример из области энергетики. В настоящее время Дания блокирует выдачу разрешения на возведение Северного потока-2, При этом грубо нарушает конвенцию организации объединенных наций по морскому праву 1972 года, Но никого Это особо не волнует. Кроме этого, в собственном время Дания, Когда уже была подана заявка, поменяла закон, нарушив фундаментальный принцип римского права, что закон не имеет обратной силы, Но Это тоже никого не волнует. Этот случай показывает целую цепочку грубых нарушений И весьма предвзятого отношения к международному праву. Это Мы наблюдаем сплошь И рядом.
Но Всплавает вопрос, согласны ли Мы, Если пользоваться терминами Гоббса, вернуться к первобытному состоянию, к войне всех против всех, в которых отсутствуют правовые общие институты, или нет? Если Мы считаем, что мир обязан искать Какие-То связующие общие моменты, То тогда роль парламента может оказаться значимой.
Если исполнительная власть не способна прийти к общему мнению, То, имеет возможность быть, законодательной власти будет проще обнаружить точки соприкосновения. Это справедливо И для иного тезиса Вячеслава Володина, который мне приглянулся в отношении возможностей обмена законодательными практиками. Всегда для законодателей интересно, Как обстоит дело С тем или иным аспектом в иных странах. Неслучайно в настоящее время ГД Активно проводит исследовательскую работу И в весьма большинство исследования одним из пунктов включают Опыт законодательного регулирования определенного вопроса в таких-То странах.
Наша Государственная Дума внимательно изучает интернациональный Опыт, Международные законодательные практики. Если повествование ведется про То, что какая-То страна навязывает свои законодательные практики другим государствам, То Мы осознаем, ведь Это история конца 20 века. Но Сегодня в этом глобальном мире С большим количеством крупных игроков такого рода политические практики уже вряд ли будут востребованы. Когда Мы осознаем, что в мире в настоящее время не Один-два игрока, А большое число крупных политических игроков, Мы предполагаем, что эти игроки уже размышляли над крупными проблемами. Возьмем ту же цифровизацию, тема новая, Но для подобных государств, Как США, Китай, Индия, европейские страны, для нас, эта история уже не новая, И Опыт законодательно регулирования И Опыт на практике имплементации законов есть. Отчего только не посмотреть, Как Это трудится в иных странах И отчего только не взаимообогатиться этим опытом?
в настоящее время отношения России И западных стран отягощены негативным восприятием Один другого. Весьма тяжело отказаться От каких-То стереотипов. Но Когда Депутаты начнут разговор на прикладные темы, имеет возможность быть из этого разговора проще будет перейти на разговор о ценностях.
Статья Вячеслава Володина побудила вернуться к осмыслению итогов интернационального парламентского Форума " Развитие парламентаризма ", прошедшего на прошедшей неделе, подчеркивает руководитель Центра политических технологий Борис Макаренко:
- Казалось бы, дипломатия И шире - Международные отношения - удел власти исполнительной, При чем здесь Депутаты? В реальности, Интернациональная повестка парламентов - Это не только " Право на голос " народов во внешней политике (А Именно Так озаглавлена Статья): Вячеслав Володин формулирует пять задач Межпарламентского сотрудничества. Они взаимосвязаны, Но давайте оттолкнемся От первой - преодоление падения интернационального права.
Международные правовые нормы вряд ли будут трудиться, тем Более - совершенствоваться - Без опоры на национальные своды законов, адекватно реагирующие на вызовы времени И созвучные по крайней мере в базовых подходах И критериях предмета регулирования.
руководитель Государственной Думы приводит примеры подобных областей Как противодействие терроризму, борьба С наркотрафиком И незаконной миграцией, в которых наиболее необходима гармонизация подходов законодателей. Без нее неизбежны, по его выражению, законодательные " лазейки " (Например, недостаток единого списка признанных террористическими организаций), которыми не преминут воспользоваться Бандиты, несущие опасность не отдельным странам, А всему человечеству.
Позволим себе дополнить Этот список - вследствие работы секции Форума, в которой нам довелось участвовать: о вызовах цифрового грядущего. Более века назад промышленная революция породила вооружения огромной разрушительной силы - И Именно тогда понадобилось Международные законы ведения войны. Так же И Сегодня: " цифровая революция " наделяет человечество огромными возможностями для развития, Но оборотной стороной стают И кибертерроризм, И киберпреступность, И пресловутые кибер- " фейк-ньюз ".
Они по определению трансграничны - Как Их регулировать? Опыт нескольких лет показывает - Если встать на последнем примере - что серьезное закон, регулирующие манипулирование И злоупотребление распространением информации, принимают самые развитые страны - Франция, Германия, Великобритания (напомним, что И Россия в этом ряду).
на состоявшейся на Форуме обсуждения обсуждались горячие темы: Как выяснить вызовы, порождаемые " цифровизацией "? Как защитить От лживой информации И приватное пространство каждого пользователя, И суверенитет страны? Как выстроить регуляторную рамку, чтобы не нарушить свободу слова И распространения информации, И одновременно остановить Этот мутный поток? Какие лучшие практики были накоплены, И Например, Как работают советы по этой теме, принятые годом ранее на первом межпарламентском Форуме в столице России? То, что разговор получился серьезным И предметным - лучшее свидетельство актуальности Межпарламентского сотрудничества И успеха прошедшего в столице России Форума.
Директор интернационального аналитического Центра Rethinking Russia Александр Коньков констатирует, что парламентская дипломатия стала Активно превращаться из емкой метафоры в реальный политический инструмент, который в условиях сотрясающих планету множащихся кризисов - подобных Как, в частности, кризис миропорядка или кризис либеральной модели демократии - дает возможность актуализировать ценности диалога, сотрудничества И здравого смысла:
- Россия последовательно укрепляет свое участие в мировом парламентском взаимодействии: в 2017 году она в первый раз в своей истории принимала Ассамблею Межпарламентского союза - одну из самых старых И крупнейших международных организаций, являющуюся своего рода парламентским измерением ООН, А два последних года организует доказавший свою значимость интернациональный форум " Развитие парламентаризма ", на который съезжаются Депутаты из Более чем ста стран.
Статья Вячеслава Володина " Право на голос ", С одной стороны, обобщает отечественный Опыт встраивания в глобальное межпарламентское сотрудничество - в последние годы российский парламент играет все Более активную роль не только во внутренней повестке развития, Но И уверенно агрегирует желания своих пришедших на выборы на мировой арене: Их Право на голос в международных отношениях обретает вполне явственные черты. С обратной стороны, своей статьей Вячеслав Володин приглашает мировое содружество к обсуждения о долгосрочных приоритетах Межпарламентского диалога - Как уменьшить издержки бессмысленного " парламентского туризма " И увеличить результативность развивающихся связей во благо Жителей И всего мира.
Сформулированные Председателем Российской Государственной Думы пять задач развития парламентаризма - по настоящему, первая попытка рациональной рефлексии о субъектности парламентариев в актуальной мировой политике, вариант подхода к пониманию базиса для интеграции усилий законодательной ветви власти в общемировом контексте. Они основываются не столько на неком российском видении (которое, Без сомнения, есть), сколько на процессе И результатах дискуссий между парламентариями совершенно разных государств, которые второй год подряд разворачиваются во время Форума " Развитие парламентаризма ".
Вячеслав Володин выделяет пять ключевых задач: преодоление падения интернационального права, многополярное согласование интересов, представительство Жителей на мировой арене, совместное противодействие глобальным угрозам, формирование правовой базы грядущего. И Если первые четыре направлены на решение традиционных " провалов " мировой политики - " герметичное " закрытие " лазеек ", Как формулирует создатель, для разного рода нарушений И злоупотреблений - своего рода, " ремонт " институтов, - То решение пятой задачи дает возможность рассчитывать на новую добавленную Цена института парламентаризма. Неизбежное будущее глобализации может возникать не хаотично С новыми " черными лебедями ", А по определенным И предсказуемым правилам, которые имеют возможность вырабатываться легитимными акторами - избираемыми людьми И представляющими желания Людей парламентами.
Цифровизация - важный тренд И Пример нынешнего дня. Важно, чтобы её очевидные преимущества не были перевешены неявными осложнениями, чтобы достижения машин не позволили забыть о человеке И его ценностях. Единственным защитником человека может выступить закон, по этой причине От того, Как он будет сформулирован законотворцем, будет в зависимости не столько технологическое Развитие И идущая С ней рука об руку конкурентоспособность, сколько прогресс цивилизации в общем. Реакция глобального братства на предлагаемое Вячеславом Володиным видение грядущего парламентского дискурса в этом отношении может оказаться Очень показательной.
по отзывам первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, в публикации " Право на голос " подняты важные вопросы для функционирования законодательной власти в современном мире:
- народные избранники - Это граждане, избранные жителями, Они расположены в постоянном общении со своими избирателями И, Как правило, Хорошо чувствуют Их запросы. Один из ключевых запросов Общества - на отказ От конфронтационности во внешней политике, на диалог, на поиск тем, которые объединяют Людей, А вовсе не усиливают конфликтность. В этой связи парламентская дипломатия может мотивировать поиск подобных тем И достижение взаимопонимания.
весьма Важно, что в этом диалоге принимают участие Уполномоченные разных государств, живущих на разных скоростях. Кто-То уже в постиндустриальном мире, А кто-То продолжает жить по стандартам ХХ столетия. Часто " Общества на разных скоростях " существуют во время одной страны - сравним мегаполис И отдаленную деревню. Но везде живут граждане, которые направляют уполномоченных в парламенты своих государств С тем, чтобы Они отстаивали Их желания. В частности, проблема цифровой экономики - она важна для прогресса современного мира, Но одновременно " цифра " может повысить разрыв между передовыми И отстающими, между теми, кто может быстро ее освоить, И теми, кто превращается в Еще больших аутсайдеров.
Активно обсуждается вопрос о кибервмешательстве во внутренние дела. В связи С бурным развитием информационных технологий чрезвычайно актуальна тема фейковых новостей, Когда граждане не имеют возможность своими силами ориентироваться в огромном объеме информации И верят недостоверным вбросам, осознанно распространяемым в традиционных или интернет-СМИ, в соцсетях.
Межпарламентский диалог исторически основан на компромиссе И согласовании интересов, Когда можно И надо слышать каждого. Такую возможность предоставляет проведение таких форумов, где на равных принимают участие Уполномоченные разных государств, граждане разных культур, исторических традиций И политических взглядов.
Что такое аудиоконференцсвязь? Аудиоконференцсвязь - это использования каналов связи для организации локальных и распределенных совещаний между участниками (распределенных офисов), в котором подсоединяются голоса всех участников конференции