Отчего миру надобно развитие парламентаризма: пять задач межпарламентского диалога
Парламент - Один из самых старых политических институтов в мире. Сегодня Именно парламенты принимают на собственные плечи ответственность за преобразования, нужные Для грядущего. Тут нет никакого парадокса, Парламент обеспечивает механизм публичного диалога И демократического представительства интересов, верховенства права И предохранения прав Жителей.
Именно эти принципы стают Сегодня Все Не менее востребованными, Так же И в интернациональной политике. И Именно они объединяют Сегодня Все больше И больше людей во многих странах, готовых совместно трудиться, действовать Для достижения общих целей развития.
Мы убедились в этом в процессе завершившегося на днях в столице России интернационального Форума " Развитие парламентаризма ", который объединил парламентариев И специалистов из 132 стран мира, а Так же среди них 41 спикера И 31 вице-спикера национальных парламентов, уполномоченных 12 международных парламентских организаций, в общей трудности - 850 парламентариев И специалистов из всех областей мира.
Это уже второй Форум, проводимый по инициативе Государственной Думы. Формат оказался востребованным, вызвал большую заинтересованность от иностранных партнеров. За прошедший год количество участников на уровне глав парламентов выросло вдвое. И если прежде еще могли возникать вопросы, насколько вообще возможно интересна тема развития парламентаризма, то Сегодня Ответ Не менее чем очевиден.
Расширение межпарламентского диалога в современном мире надобно, И в Его развитии перед нами стоят совершенно реальные задачи.
Первая задача - необходимость преодоления падения интернационального права, Что может быть Только на базе коллективных, а вовсе Не односторонних решений. И С базой на Такие важнейшие принципы, Как равноправный диалог И невмешательство во внутренние дела иных стран.
Мы живем в правовом мире. Таким, будем надеяться, он останется И в будущем. Повествование ведется в 1-ю очередь о наднациональном регулировании вопросов, интернациональном праве.
Однако Сегодня одной из особенно опасных тенденций мировой политики является целенаправленный подрыв И демонтаж институтов интернационального права. Такие фундаментальные принципы Устава ООН Как уважение суверенитета И невмешательство во внутренние дела иных стран часто оказываются отодвинуты на задний план или вообще Не учитываются.
Феномен нарастания противостояния, " торговых " И " санкционных " войн, навязывание США экстерриториального закона под видом легитимной нормы - Это попытки самозванно наделить себя правом устанавливать Для иных членов мирового братства свои нормы, правила И модели социально-политического аппарата. По настоящему, Это Не Что иное, Как разгул бесправия, С обратной стороны - тут явно проступают черты явления, которое можно выяснить Как " правовой империализм ".
Эту ситуацию надобно воспринимать со всей серьезностью еще И потому, Что на фоне научного, технологического, экономического прогресса разрушение общей правовой системы угрожает отбросить мир назад. В те далекие эпохи, когда международные отношения находились в том " естественном состоянии ", которое, Как Мы помним, Томас Гоббс определял Как " войну всех против всех ".
Не Только Для Российской Федерации, Но И Для огромного большинства мирового братства Такие опасности мировой стабильности принципиально неприемлемы. Вот отчего диалог о преодолении падения интернационального права Все более часто оказывается в центре внимания парламентариев, Так Как в решении этой задачи ключевое значение имеет Именно законодательная работа. Как обратил внимание в собственном заявлении к присутствовавшим Форума Президент РФ Владимир Владимирович Путин, " законодательное регулирование существует И будет базовым фактором идущих в мире трансформаций ".
С этими глобальными трансформациями тесно связана вторая задача межпарламентского диалога. Движение мира в сторону многополярности - объективная тенденция, в основе которой свои национальные желания государств, право народов своими силами определять приоритеты своего развития, возрождение ценностей суверенитета.
по этой причине многополярность требует максимального согласования интересов, а Это означает - парламентских механизмов обсуждения И принятия решений, Так Как Именно они обеспечивают учет И уважение всех мнений.
Присущее каждой стране право на собственный путь развития, суверенитет, собственную демократическую модель обязано быть защищено И гарантировано. И тут прямая коммуникация между национальными парламентами разных государств - Это действенный инструмент, подкрепленный волей избирающих собственные парламенты людей. Согласно С резолюцией 136-й Ассамблеи МПС парламентам принадлежит особая роль в деле обеспечения невмешательства во внутренние дела суверенных стран.
в связи С этим встает вопрос продуктивности межпарламентского сотрудничества. Раскрыть Его разносторонний потенциал можно Только освободившись от ряда накопленных системных вопросов И сдерживающих факторов.
Один из них - беспредметность части межпарламентских контактов, Так называемый " парламентский туризм ". Это досадное явление, оно дискредитирует парламентаризм, обладающий уникальными возможностями И способный При ответственном использовании приносить значительные практические результаты.
Другая, еще Не менее опасная крайность - Это политизация межпарламентских институтов, попытки их превращения в арену блоковой противостояния, дискриминации, а бывает И прямых провокаций радикалов, Как в случае С произошедшим Не Так давно вопиющим инцидентом в процессе сессии Межпарламентской Ассамблеи православия в Тбилиси.
Искусственный перенос конфронтационных подходов на межпарламентское измерение, по-видимому, продиктован стремлением через народных избранников вовлечь в конфронтацию сами народы. С этой целью часто инициируется принятие контрпродуктивных политических заявлений, которые никому Не интересны И, Не менее того, Не отражают объективный общественный запрос в странах-участницах. В итоге получаем пустую, негативную И политизированную повестку, интересную Только отдельным политическим силам, работающим на разъединение интернационального парламентского братства.
тут характерен пример ПАСЕ, которая создавалась, чтобы служить площадкой Для общеевропейского межпарламентского диалога, обмена различными видениями И предложениями о развитии европейского континента, Его настоящем И будущем. Ожидалось, Что ПАСЕ станет оплотом принципов парламентаризма. И вряд ли кто-то мог представить, Что Именно ПАСЕ однажды Так далеко отойдет от положений Устава Совета Европы И превратится в " слабое звено " системы межпарламентских институтов. Что Как раз в ПАСЕ в практику войдут дискриминационное лишение прав национальных делегаций, блокирование конструктивного диалога И административное " затыкание рта оппонентам ".
Не Так давно в ПАСЕ возобладал здравый смысл. Наконец-то принята резолюция о гарантиях прав национальных делегаций голосовать, выступать И принимать участие в Ассамблее, на чем Мы настаивали Все последние годы.
Однако, приветствуя Это решение, Мы, Так или иначе, понимаем, Что политизированность ПАСЕ далеко Не преодолена. Так, навязываемый России мониторинг ПАСЕ также, по настоящему, является дискриминационным. Его пытаются представить Как оговорку, сделать иллюзию неполноценности возвращения полномочий российской делегации. Подобного рода мелкие уловки Не делают чести их инициаторам И отнюдь Не способствуют тому, чтобы ПАСЕ Как европейский институт преодолела, Наконец, свой глубокий кризис.
Мы желаем, чтобы национальные парламенты И межпарламентские структуры были Не менее эффективны, лучше слышали людей, отстаивали их желания, чтобы было больше возможностей результативно транслировать собственные национальные приоритеты на Межпарламентской площадке. Для этого Как раз И надобно в межпарламентском диалоге исходить из приоритетов согласования интересов, учета И уважения всех мнений.
Без этого Мы Не решим третью задачу межпарламентских отношений - обеспечивать представительство интересов Жителей наших государств И укреплять взаимное доверие.
Депутаты избраны Для того, чтобы представлять желания И выражать волю народов, своих пришедших на выборы. Ясно, Что граждане в разных странах мира вовсе Не желают кризисов, конфликтов, противостояния. По этой причине важно И на межгосударственном уровне, И на уровне интеграционных объединений Не допускать рост конфликтного потенциала, содействовать гармонизации отношений.
Сегодня в мире ощущается явный запрос на поиск объединяющих тем И повесток Для продвижения Не менее справедливого И демократичного мироустройства, преодоления бедности И неравенства, результативного сотрудничества в интересах устойчивого развития И благополучия народов. И парламентская дипломатия востребована в сегодняшнем мире Как эффективный канал Для продвижения такой партнерской логики.
к примеру, вопросы помощи законодателей активизации российско-африканского сотрудничества предметно обсуждались на состоявшейся во время Форума " Развитие парламентаризма " конференции " Россия-Африка ". Она вызвала очень большой интерес от парламентариев африканских государств И стала вкладом в подготовку первого в истории саммита Россия-Африка, который состоится 24 октября текущего года в Сочи, идея проведения которого была озвучена Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным годом ранее в процессе десятого саммита БРИКС.
Большие возможности межпарламентского сотрудничества хорошо видны , Например, на нашей четвертой задачи - совместного противодействия глобальным угрозам.
Одна из подобных угроз - интернациональный терроризм. Одержать верх над этим опаснейшим явлением можно Только общими усилиями всех Без исключения стран.
Конкретная задача законодателей - " герметично " закрыть " лазейки " в правовом регулировании разных государств, которыми пользуются террористы. К примеру, отдельные террористические организации имеют возможность признаваться террористическими в одних странах И легально существовать в иных. Это недопустимо. Надобно выработать одинаковую трактовку, определение террористических организаций, стремиться к созданию единого реестра террористических организаций.
во время ПА ОДКБ проводится большая работа по гармонизации национального закона стран - членов ОДКБ И созданию обязательных условий Для создания единого списка организаций, признанных террористическими. Этот практический пример эффективной работы по гармонизации антитеррористического закона во время региональной Межпарламентской структуры возможно ориентиром И Для иных международных парламентских институтов.
в Не менее широком контексте борьбы С причинами терроризма И экстремизма Депутаты также обладают широкими возможностями содействовать мирному урегулированию конфликтов, постконфликтному восстановлению И стабилизации, а Так же среди них на Ближнем Востоке И в Северной Африке.
в этом же ряду - борьба С такими угрозами, Как незаконная миграция И наркотрафик. Народные избранники на этом направлении работы обладают широкими возможностями, которые обязаны быть выполнены. В общем, обмен опытом национального регулирования, сближение И гармонизация законодательств там, где Это И в правду надобно, являются базисом вклада народных уполномоченных в противодействие всем глобальным угрозам.
Наконец пятая, Но, вероятно, Одна из наиболее актуальных задач межпарламентского диалога - формирование правовой базы грядущего При переходе мировой экономики И социального развития в новую цифровую эпоху.
Это направление становится Сегодня одним из магистральных в межпарламентском кооперации. Тут наиболее важны обмен передовыми правовыми формулами, лучшими практиками, совместная выработка результативных обязательных решений И единых подходов. При этом уже состоявшиеся обсуждения на Форуме развития парламентаризма подтверждают общее понимание мировым парламентским сообществом базового ориентира законодателей в цифровую эпоху - в основе ее обязан остаться человек И Его права.
Развитие новых технологий диктует необходимость предохранения цифрового суверенитета. Целые страны, а Так же среди них Россия, стают потерпевшими атак на объекты критической инфраструктуры. Большинство страны сталкиваются С попытками кибервмешательства во внутренние дела, Так же И в информационные И политические процессы. Например, серьезный фактор дестабилизации представляют собой распространение недостоверной информации И " фальшивых новостей ". Это - очередная Опасность Для базовых традиционных ценностей, лежащих в основе всех институтов социального взаимодействия. Помимо этого, " поддельные новости " имеют возможность использоваться в виде нацеленной дезинформации Для экономических войн И силовых провокаций. Отклик на эти вызовы также размещается в плоскости правового регулирования.
С обратной стороны, важной темой межпарламентского диалога остаются вопросы влияния переведенных в электронный вид технологий на политическую сферу, парламентскую деятельность, законотворческую практику. Все Это в перспективе может модернизировать И обогатить демократию новыми инструментами прямого голосования, интерактивного участия Жителей в принятии решений, помочь формировать современную, отвечающую интересам людей юридическую базу. И, в конечном счете, увеличить открытость И укрепить законность демократических институтов.
в столь стремительно меняющемся мире законодателям наиболее важно действовать на опережение, продвигать инновационное национальное И интернациональное правовое регулирование, предвосхищая перемены. Именно парламентам предполагается в в течение нескольких следующих лет создать весьма многое, чтобы снабдить законодательную базу Для технологического развития своих государств И в тоже самое время обнаружить устойчивые международно-правовые подходы к гармонизации правового регулирования в сфере переведенных в электронный вид И иных прорывных технологий.
Все задачи развития межпарламентского диалога, о которых шла Речь в этой статье, И были в центре внимания работы Форума " Развитие парламентаризма ".
Состоялся обстоятельный И содержательный разговор. Прозвучало много новых мыслей. Из-за открытости И демократичности, Форум становится эффективной площадкой по усилению взаимодействия парламентов разных государств.
Но главное - обсуждая вопросы развития парламентаризма, Мы желаем подчеркнуть, Что Все Мы разные, Но в этом Как раз И наше преимущество. Только уважая многообразие традиций, культур, региональной специфики И интересов каждого участника Мы сможем снабдить Развитие наших государств.