Организация Евразийской кибер безопасности (ОЕКБ) призвала лидеров евразийских государств на пространстве СНГ закрыть евразийские кибер границы.
Лидерам евразийских государств предлагается:
- Закрыть виртуальные границы евразийских стран; - Ограничить деятельность крупных западных поисковиков и соцсетей таких, как Google и Facebook; - Анонимные мессенджеры, включая Viber, WhatsUp и Telegram, должны пойти по пути Skype, который сотрудничает с правоохранительными органами; - Создать Евразийский кибер центр для координации действий между евразийскими странами; - Создать преимущества на законодательном уровне для крупных интернет-проектов, включая контент-проекты, сервисные проекты, проекты интернет-торговли евразийских стран.
Приводим текст обращения полностью:
Обращение к л идерам Евразийских государств в связи с необходимостью закрыть кибер границы
Послание адресовано 8 лидерам евразийских государств: Президенту России В.Путину, Казахстна Н. Назарбаеву, Азербайджана И.Алиеву, Республики Беларусь А.Лукашенко, Армении С. Саргсяну, Узбекистана И.Каримову, Киргизии А.Атамбаеву, Тажикистана Э. Рахмону.
В условиях беспрецедентного роста влияния Интернета на все сферы жизни государства, общества и экономики увеличивается разрыв между странами, которые обладают цифровым суверенитетом и теми, кто отдает его на откуп другим.
За последнее время евразийские страны на постсоветском пространстве не раз становилась объектом информационного воздействия извне, приводившего к утрате собственного суверенитета, а то и смене режимов посредством цветных революций. Фактически, переговоры и часть финансовой и личной деятельности граждан, включая руководителей бизнес компаний и высокопоставленных госчиновников, оказались под контролем компани й и сервисов, представляющих другое государство.
Так сложилось, что практически все страны СНГ кроме России имеют одного коммуникационного монополиста. И во всех этих странах заинтересованные зарубежные структуры через программы технического сотрудничества, обслуживания и инвестирования внедряются в деятельность телекоммуникационного монополиста и таким образом получают зачастую несанкционируемый и неконтролируемый государством доступ к внутреннему и международному трафику, системе государственной связи.
Например, компания TeliaSonera, в которой большая часть доли принадлежит шведскому правительству, контролирует телекоммуникационные компании Молдавии, Грузии, Центральной Азии, Азербайджана через свое участие в этих компаниях в качестве крупного акционера.
Швеция, несмотря на то, что не является членом НАТО, активно сотрудничает с блоком и участвует в его информационных и кибер проектах, например, в рамках кибер центра НАТО, который создавался для противостоя ния России.
TeliaSonera имеет техническую возможность доступа не только к телефонным переговорам своих абонентов, но и к мобильному трафику. Например, в Азербайджане TeliaSonera через свою дочку - оператора мобильной связи Азерселл имеет доступ не только к базе данных оператора, чьими услугами пользуются все госчиновники Азербайджана, но и к мобильному трафику, который она получает от кавказской компании монополиста Delta Telecom. При этом Delta Telecom покупает основную часть интернета у европейских операторов первого уровня, включая TeliaSonera.
Delta Telecom - является единственным ведущим оператором на Кавказе и в Азербайджане. В ноябре прошлого года из-за загадочных обстоятельствах в Delta-Telecom в Азербайджане отсутствовала несколько часов связь и выход во внешний мир. О работе правительственной комиссии которая была образована для выяснения причин инцидента до сих пор нет никаких сообщений. Эксперты сочли это первым реальным примером ненадежности государствен ной системы безопасности Азербайджана и управления страной в кризисной ситуации.
В Армении государство много лет не уделяло должного внимания информационной безопасности. Так, еще в 2003г. был замят скандал, связанный с компанией `АрменТел`, которая была обвинена в прослушивании всех телефонных звонков на территории Армении. Не исключено, что, как и в случае с телефонной связью, зарубежный владелец `АрменТел` компания OTE имела доступ к интернет-потоку, идущему из Армении, и, естественно, к электронным письмам, которые отправлялись из страны.
В Грузии записи телефонных разговоров, переданные властям подразделением TeliaSonera в Грузии - Geocell, были использованы в шпионском деле 2011 года, когда трех фотожурналистов обвинили в работе на Россию.
Из секретных документов, предоставленных бывшим подрядчиком ЦРУ Эдвардом Сноуденом, стало известно, о прослушке АНБ США телефонных переговоров более 30 мировых лидеров. Особая аппаратура США в любой момент может определ ить местонахождение любого мобильника, а также выявить круг знакомых владельца телефона. Как отмечают эксперты, прослушка АНБ США могла быть в Казахстане, Беларуси, Киргизии, Таджикистане и других странах.
В России несмотря на действия, направленные на повышение цифровой безопасности, все большую популярность получают западные соцсети и поисковики вроде Facebook, Twitter и Google. Они не только планомерно вытесняют российские компании с рынка рекламы и электронной коммерции, но и позволяют проводить колоссальную разведывательную деятельность. Многие западные проекты такие, как Facebook, отказались хранить персональные данные россиян в России и сотрудничать с национальными властями. Западные мессенджеры Viber и WhatsUp все больше занимают доминирующее положение в России.
Схожие проблемы есть и у всех других евразийских стран на постсоветском пространстве. Осознание сложившейся ситуации ставит задачи по созданию инфраструктуры цифрового суверенитета евразийских стран .
1. Необходимо усилить взаимодействие между евразийскими странами в сфере преодолении кибер угроз и кибер зависимости от других государств. Для этих целей должен быть создан Евразийский центр по координации действий в сфере кибер безопасности.
2. Необходимо закрыть виртуальные границы евразийских стран - ограничить деятельность крупных западных поисковиков и соцсетей таких, как Google и Facebook, которые отказываются сотрудничать с национальными властями.
Все анонимные мессенджеры, включая Viber, WhatsUp и Telegram должны пойти по пути Skype, который сотрудничает с правоохранительными органами.
Важно существенно снизить влияние иностранных интернет-проектов и сервисов на экономику, население и бизнес евразийских стран. Для этого необходимо развивать собственные поисковые системы, социальные сети, системы хранения и передачи данных.
3. Необходимо стимулировать разработку и распространение собственного ПО, а также перейти всем государственным о рганам и госкомпаниям от иностранного ПО с закрытыми кодами к ПО с открытым кодом.
4. Необходима совместная работа компаний, управляющих критически важными сегментами ИКТ-инфраструктуры евразийских стран. Особое внимание должно быть уделено противодействию умышленному внедрению вредоносного или шпионского функционала, а также стимулирование развития безопасных сервисов, в первую очередь, безопасных хранилищ данных и систем их обработки.
5. Необходимо приоритетное развитие крупных интернет-проектов, включая контент-проекты, сервисные проекты, проекты интернет-торговли на территории евразийских стран. Для этого важны меры по стимулированию экспорта интернет-сервисов и ПО, выравнивание условий ведения бизнеса для евразийских компаний и их международных конкурентов.
В зависимости от желаемого качества ремонта, используемых материалов и технологий различают несколько видов ремонта: экономичный ремонт, ремонт по евростандарту и ремонт класса люкс