Комитет поддержал поправки о последовательности изъятия дитя при непосредственной угрозе его жизни
Один из авторов предложения руководитель отдела по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сказал, что проект закона разработан в целях реализации обновленных положений Конституции, Согласно с которыми дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. При этом государство обязано обеспечивать приоритет Семейного воспитания, защиту семьи и детства и может вмешиваться в эту сферу лишь в исключительных случаях, когда происходит преступление по закону, насильственные Действия или иная Опасность жизни дитя.
отказаться от непрозрачности
проект закона направлен на решение вопросов, вызванных непрозрачностью существующего механизма отобрания детей из семей в случае опасности жизнедеятельности и здоровью дитя.
" Сейчас весьма много примеров, когда существующий порядок изъятия детей приводит к трагедиям и вредит их интересам. Надобно упорядочить этот процесс и исключить злоупотребления. Предлагаемый проект закона даст возможность снабдить справедливость и увеличить транспарентность и объективность При рассмотрении подобных дел ", - сказал Павел Крашенинников.
в настоящее время Согласно со ст. 77 Семейного кодекса При непосредственной угрозе жизни дитя или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (или иных лиц, на попечении которых он находится). Как показывает практика, такой порядок не дает гарантии недостаток злоупотреблений от органов опеки и попечительства, А часто и вовсе граничит с произволом. В виде оснований для изъятия детей органы опеки часто указывают нехватку игрушек у дитя, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или недостаток отдельной комнаты у дитя, недостаток нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле дитя, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой. При этом процесс изъятия происходит без видеофиксации, без присутствия адвокатов, уполномоченных общественности, психологов и Т. Д.
" Законопроектом Предлагается отдать вопрос отобрания дитя При непосредственной угрозе его жизни или здоровью - из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда. Решать судьбу человека обязан Суд ", - обратил внимание Павел Крашенинников.
из-за этого Предлагается скорректировать в ст. 77 Семейного кодекса, в Закон РФ " О полиции ", А также дополнить Гражданский процессуальный правило новой главой 381 " Отобрание дитя При непосредственной угрозе жизни дитя или его здоровью ".
Детали
в соответствии закону Отобрание дитя При непосредственной угрозе его жизни или здоровью обязано делаться вследствие решения районного суда, выносимого в порядке особого производства.
Судебное совещание будет проходить с обязательным участием посланника органа опеки и попечительства, прокурора, А также родителей (или иных лиц, на попечении которых размещается ребенок), государственного защитника, А в нужных случаях и иных имеющих интерес лиц (например, психолога) и самого дитя, если его участие может быть.
в суде обязаны быть всесторонне исследованы и изучены подтверждения явной опасности жизни или здоровью дитя. То есть реальной возможности наступления негативных последствий в качестве гибели, причинения серьезного вреда физическому или психическому здоровью дитя в итоге действий или бездействия родителей (или иных лиц, на попечении которых размещается ребенок). Степень угрозы должна определяться судом в каждом конкретном случае с учетом возраста, богатства здоровья дитя, А также иных обстоятельств его проживания.
Суд будет иметь возможность принять взвешенное заключение О возможности или невозможности дальнейшего нахождения дитя в месте проживания, обеспечив соблюдение прав дитя и интересов семьи (При этом лишение или ограничение родительских прав - Это другой вопрос, который рассматривается в отдельном судебном процессе).
" Предлагается исходить самое главное из интересов семьи, приоритета родительского воспитания При соблюдении прав детей. Вносимые изменения направлены на разработку условий для по максимуму эффективной предохранения прав и интересов дитя, на защиту его права воспитываться в своей семье ", - заявил Павел Крашенинников.
При этом в особых ситуациях в виде меры безотлогательного реагирования сохраняется административный порядок изъятия дитя - когда промедление усиливает вероятность приведения к его неминуемой смерти. Законопроектом предусматривается, что в такой ситуации орган опеки и попечительства с обязательным участием прокурора и органа внутренних дел будет иметь возможность произвести Отобрание дитя, составив акт с указанием всех обстоятельств. Так, административная процедура будет возможна только в случае чрезвычайных обстоятельств и станет коллегиальной. Действия органа опеки и попечительства При этом имеют возможность быть оспорены родителями (или иными лицами, на попечении которых пребывал ребенок) в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Павел Крашенинников сделал акцент, что Предлагаемый механизм - Это не что-То принципиально новое. Подобная практика существовала в советское время. Это проверенная временем практика, от которой не захотели после введения современной опеки.
например, семейным законодательством СССР (Основы закона Союза ССР и союзных республик О браке и семье 1968 г., правило О браке и семье РСФСР 1969 г.) была установлена судебная процедура отобрания детей, если ребенок пребывал в угрозы. А в исключительных случаях, При непосредственной угрозе жизнедеятельности и здоровью дитя, орган опеки и попечительства мог своими силами принять заключение О немедленном отобрании дитя, уведомив прокурора и обратившись затем в недельный срок в Суд с иском О лишении родительских прав.
в настоящее время же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства своими силами, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога. Прокурор При этом лишь уведомляется, но не присутствует на месте и не может конкретно оценить ситуацию, в которой размещается ребенок.
" Принятие закона даст возможность нивелировать возможность произвольного вмешательства органов опеки и попечительства в дела семьи, которое создает риск серьезного нарушения прав и интересов Как родителей (законных представителей), Таким образом и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения ", - сказал Павел Крашенинников.
Доработка
Павел Крашенинников сказал, что во 2-м чтении надобно загодя подготовить, с учетом мнения экспертного братства, дополнительные гарантии предохранения прав дитя и его родителей При отобрании Как в судебном порядке, Таким образом и в административном. Например, Предлагается повысить время рассмотрения судом вопроса об отобрании дитя; загодя подготовить участие в процессе адвоката, психолога, учет мнения дитя; ввести обязательную видеозапись процедуры отобрания При непосредственной угрозе жизни дитя и др.
Юлию Тимошенко, отбывающую наказание в Харьковской колонии за превышение полномочий во время нахождения на посту премьер-министра Украины, вероятно, часто вспоминают в правительстве Украины