Органы власти в РФ: структура и диапазон возможностей
В Российской Федерации есть 3 ветви власти - законодательная, исполнительная и Судебная. Органы власти делятся на Федеральные и Региональные.
К федеральным относятся:
Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - федеральный орган законодательной власти;
Правительство РФ возглавляемым Председателем - федеральный орган исполнительной власти (также государственными органами исполнительной власти считаются Министерства России, Федеральные службы и Федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
Верховный Суд РФ, Конституционный Суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов - Федеральные Органы судебной власти.
Региональные - это Органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами Государственной власти Российской Федерации и органами Государственной власти регионов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, законодательными актами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
руководитель Российской Федерации является главой страны. Он обеспечивает согласованное функционирование и сотрудничество органов Государственной власти.
диапазон возможностей
Федеральные Органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий имеют возможность создавать свои территориальные Органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные Органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ имеют возможность передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
Органы Государственной власти имеют возможность принимать участие в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законодательным актом.
Палаты ФС Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные Органы регионов РФ имеют возможность вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание
Федеральное Собрание состоит из 2-х палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов РФ, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов Государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа. 7 из них имеют возможность быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 народных избранников, избирается на 5 лет. Порядок создания Совета Федерации и Порядок выборов народных избранников Государственной Думы устанавливаются государственными законодательными актами.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности применения военной мощи Российской Федерации за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента Российской Федерации и его отрешение от должности;
лишение конфиденциальности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации главу Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя и судей КС Российской Федерации, главу Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей ВС Российской Федерации;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров регионов РФ, прокуроров военных и иных специализированных прокуратур, приравненных К прокурорам регионов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности главу Счетной Палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной Палаты по представлению Президента;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность директоров федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности страны, внутренних дел, юстиции, зарубежных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и уничтожения последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента Согласно с федеральным конституционным законодательным актом полномочий главу Конституционного Суда, его заместителя и судей КС Российской Федерации, главу Верховного Суда, его заместителей и судей ВС Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство Судьи, а равным образом в иных предусмотренных федеральным конституционным законодательным актом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
утверждение по представлению Президента кандидатуры главы кабинета министров Российской Федерации;
утверждение по представлению главы кабинета министров Российской Федерации кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте " д1 " статьи 83 Конституции;
решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности главу ЦБ Российской Федерации, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя главу Счетной Палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной Палаты по представлению Президента Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его конфиденциальности.
Государственная Дума имеет возможность быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов РФ принадлежит Право законодательной предложения. Право законодательной предложения принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по проблемам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы на протяжении пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ Закон РФ на протяжении пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Правительство Российской Федерации
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации. Правительство состоит из главу, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет руководитель.
Правительство Российской Федерации:
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты об итогах своей деятельности;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и предохранения семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а равным образом в области охраны природных факторов;
обеспечивает господдержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной предохранения инвалидов, базирующейся на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, разработку доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по поддержанию обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
осуществляет меры по поддержанию законности, прав и свобод Жителей, охране собственности и общественного порядка, битве с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, а так же среди них НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении Государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной предложения;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных конкретно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на разработку благоприятных условий жизнедеятельности жителей, уменьшение отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения К животным;
создает правила для развития системы экологического образования Жителей, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные диапазон возможностей, возложенные на него Конституцией, государственными законодательными актами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законодательным актом.
Судебная власть
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством Конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые Судьи регионов РФ. Разработку чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Конституционный Суд - высший судебный орган Конституционного наблюдения в Российской Федерации. Он состоит из одиннадцать судей, включая главу и его заместителя. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации и Т. Д.
Конституционный Суд разрешает дискуссии о компетенции между государственными органами Государственной власти, органами Государственной власти Российской Федерации и органами Государственной власти регионов РФ, высшими государственными органами регионов РФ.
Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. По запросу Президента КС Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов о поправке К Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом РФ.
КС Российской Федерации также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых вследствие положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или интернационального (межгосударственного) Суда, иностранного или интернационального третейского Суда (арбитража), налагающего обязанности на Российской Федерации, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным Согласно с федеральным конституционным законодательным актом и осуществляющим Судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законодательным актом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает объяснения по проблемам судебной практики.