Народные избранники и специалисты обсудили концессии для развития малых городов
Как уточнил, открывая совещание, руководитель отдела по энергетике Павел Завальный, концессия Как одна из форм государственно-частного партнерства давно И успешно используется в мировой практике. ГЧП в ЖКХ дает возможность демонополизировать предоставление общественных услуг, снабдить сбалансированный подход в управлении ЖКХ. Концессии Как инструмент ГЧП распространены во многих странах, а так же Среди них США, Великобритании, странах ЕС, Китае И Таким образом далее. Их положительный опыт стал одной из причин, отчего в РФ для привлечения частных инвестиций в ЖКХ был выбран именно он. Сегодня в РФ заключено 1 831 концессионное договор относительно объектов коммунальной инфраструктуры с общей суммой инвестиционных обязательств более 257 млрд рублей, 95% из которых - средства частного инвестора.
" Однако если в крупных городах механизм показывает определенную результативность, то в малых - наоборот. И связано это с его несовершенством, исправить которое можно именно корректированием нормативной базы ", - обратил внимание Павел Завальный.
Специальными нормами закона РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений, установлен специальный порядок передачи прав владения И пользования объектами ЖКХ, Согласно с которым Их передача возможна только по концессионным договорам. Выбор способа передачи прав законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в использование.
Данные требования по факту исключили возможность выбора органами местного самоуправления формы конкурса И формы договора относительно объектов ЖКХ. Поиск заинтересованного в заключении договора инвестора в сельской местности И малых городах вызывает немалые затруднения. Часто потенциальными участниками конкурса на заключение концессионного договора являются Уполномоченные малого И среднего бизнеса, которые прежде эксплуатировали объекты ЖКХ по договорам аренды. Им сложно привлечь достаточные инвестиции. Они имеют возможность в отношении рентабельно трудиться на условиях договора аренды, но оказываются неконкурентоспособными по сопоставлению с крупными участниками рынка при проведении конкурсного отбора. Одновременно крупные участники не изъявляют желания оказывать надлежащие сервис в сельской местности И маленьких поселениях, принимать участие в состязании или заключать концессионное договор. Помимо этого, у малого бизнеса, работающего на упрощенке, при переходе на Концессии Всплавает НДС 20% И, соответственно, рост цен на 10-12%.
так, складывается ситуация, при которой соглашение аренды заключать нельзя, концессионное договор заключать не с кем, а органы местного самоуправления обязаны обеспечивать надежное И бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.
Как уточнила руководитель отдела по жилищной политике И ЖКХ Галина Хованская, существующий подход с самого начала вызывал некоторые вопросы, связанные, к примеру, со способностью муниципалитетов трудиться с концессионными соглашениями.
Среди вопросов - недостаток соответствующих экспертов в штате органа местного самоуправления, нехватка денег на подготовку концессионной процедуры, длительность процедур проведения конкурса на заключение концессионного договора, которая на практике достигает полугода.
Особого внимания заслуживает тема экономической непривлекательности объектов. Наиболее это касается сферы водоснабжения И водоотведения. Вложения в изношенные, древние инженерные объекты в малых населенных пунктах, на практике не генерирующие денежный поток, невыгодны инвесторам - Их сложно Вернуть затраты на. Увеличить денежные потоки можно, повысив тарифы, но это вызовет социальное недовольство И рост неплатежей. В конце концов инвестор может обанкротиться задолго до завершения срока Концессии, а муниципалитет - получить дополнительный источник вопросов И ухудшение ситуации в ЖКХ И социальной сфере.
руководитель отдела по федеративному устройству И проблемам местного самоуправления Алексей Диденко сказал, что Комитет получает обращения от глав муниципалитетов на практике всех субъектов Федерации про то, что механизм концессий, на который возлагали большие надежды в плане модернизации сферы ЖКХ, замещения бюджетных инвестиций частными не трудится. Регуляторам важно понять, что определенные малые поселения просто по определению являются нерыночными территориями, где даже собственность И имущество не может представлять коммерческого интереса.
Решением этой И многих иных вопросов стало бы расширение полномочий, так же И финансовых, органов местного самоуправления.