Вы имеете право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести.
На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.
Вы вправе требовать предоставления (п.1 ст.8 Закона РФ "О защите прав потребителей") информации:
- об изготовителе (исполнителе, продавце), - о товарах (работах, услугах), - о режиме работы.
Эта информация должна быть
- необходимой, - достоверной.
Недостоверная или недостаточно полная информация признается ненадлежащей, что может повлечь ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед Вами.
Закон определяет минимальный объем необходимой информации, для отдельных товаров (работ, услуг) в соответствующих Правилах продажи товаров (оказания услуг) могут быть указаны дополнительные требования к предоставляемой информации.
Информация должна предоставляться (п.2 ст.8 Закона РФ "О защите прав потребителей"):
- на русском языке, - в наглядной и доступной форме.
Информация должна предоставляться своевременно - до заключения договора купли-продажи при покупке товара и до заключения договора о выполнении работ (услуг) (ст.495 и ст. 732 ГК РФ).
Предоставление информации на иностранном языке, без сообщения перевода, расценивается как непредоставление надлежащей информации, что может повлечь ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед Вами.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя (п.1 ст.9 Закона РФ "О защите прав потребителей"):
- фирменное наименование (наименование) своей организации, - место ее нахождения (юридический адрес), - режим ее работы, продавец (исполнитель) размещает вышеприведенную информацию на вывеске.
- сведения о лицензии (если вид деятельности подлежит лицензированию) - о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию (п.2 ст.9 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Правилами продажи отдельных видов товаров и оказания услуг для отдельных видов предприятий требуется предоставление более подробной информации. Например, гостиницы должны доводить до сведения потребителя информацию о категории гостиницы и др., предприятия общественного питания - информацию о типе, классе предприятия.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать (п.2 ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей"):
1. Информацию по обеспечению безопасности:
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги); - информацию о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации; - правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); - срок службы или срок годности товаров (работ); - сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков (срока службы или срока годности) и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность или становятся непригодными для использования по назначению;
2. Информацию по обеспечению ремонта и техобслуживания:
- гарантийный срок, если он установлен (в том числе и гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части, если таковые имеются); - место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца); - фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца); - место нахождения организаций, уполномоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящих ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
3. А также информацию:
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); - цену и условия приобретения товаров (работ, услуг); - указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); - информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация доводится до сведения потребителей (п.3 ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей"):
- в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), - на этикетках, - маркировкой, - иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (п.3 ст.11 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Режим работы должен включать
- выходные дни, - время начала и окончания работы, - время обеденного и иных перерывов в работе.
Режим работы доводится до сведения потребителей на вывеске. В случае нарушения режима работы Вы можете обращаться с жалобами в территориальные антимонопольные органы, которые в отношении продавца (исполнителя) могут применить различные санкции (от наложения штрафа и до приостановки действия лицензии и даже до ликвидации предприятия, постоянно нарушающего режим работы).
Что такое ненадлежащая информация и зачем Вам нужно это знать
Ненадлежащая информация - это недостоверная или недостаточно полная информация. Если Вам не предоставлена возможность незамедлительно при заключении договора получить надлежащую информацию о товаре (работе, услуге), то Вы вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор уже заключен, то Вы вправе в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Обратите внимание, что для расторжения договора Вы не обязаны "оправдываться" перед продавцом (исполнителем) - того факта, что Вам не была предоставлена надлежащая информация уже достаточно с точки зрения закона для расторжения договора.
Обратите также внимание, что Вы не обязаны иметь какие-либо специальные познания о своем приобретении.
При расторжении договора Вы обязаны возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).