вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов, либо в связи с камеральной налоговой проверкой;
определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных налогоплательщиках в случае непредоставления налогоплательщиком документов, необходимых для проверки правильности и своевременности уплаты налогов;
требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
осуществлять надзор за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
создавать налоговые посты.
Высказанные предложения затрагивают полномочия органов ФСНП, поэтому из ч. 1 ст. 36 Налогового кодекса должно быть исключено положение о выполнении федеральными органами налоговой полиции иных функций, возложенных на них Законом РФ 'О федеральных органах налоговой полиции'. С нашей точки зрения, для обеспечения унификации законодательства в сфере полномочий органов ФСНП все их права и обязанности, закрепленные на законодательном уровне, должны быть перечислены в Налоговом кодексе, в связи с чем отпадет необходимость повторного их законодательного закрепления и будет исключена возможность юридических коллизий, а также неточности компетенции и превышения служебных полномочий. Кроме того, сосредоточение в одном нормативном акте всех прав и обязанностей ФСНП положительным образом отразится на правовой информированности налогоплательщиков и следовательно на их защищенности.
В ч. 2 ст. 36 необходимо включить право органов налоговой полиции вести производство по делам о налоговых правонарушениях. Как уже отмечалось, нелогичным представляется сосредоточение в ведении этого правоохранительного органа полномочий по ведению дознания и предварительного следствия по налоговым преступлениям, права на ведение дел об административных налоговых правонарушениях и отсутствие полномочий по производству дел о налоговых правонарушениях, перечисленных в Налоговом кодексе. Все эти полномочия относятся к разряду правоохранительных и поэтому должны реализовываться правоохранительными органами, в том числе и ФСНП России.
Кроме того, ст. 32 Налогового кодекса РФ должна быть дополнена перечислением прав налоговой полиции по производству перечисленных выше следственных действий и применению мер, обеспечивающих решение о взыскании налога, т.е. в нее должны быть включены все те полномочия, которые предлагается изъять из ведения налоговых органов (п. 2, 3, 5, 6, 9, 11, 13 ст. 31), а также закрепленные в Законе РФ 'О федеральных органах налоговой полиции' (п. 5, 6, 7, 9, 10, 14, 17, 18, 19,20 ст. 11).
По нашему мнению, противоречит логике наличие статьи в Налоговом кодексе, посвященной обязанностям налоговых органов (ст. 32) и их должностных лиц (ст. 33), и отсутствие аналогичной статьи, закрепляющей обязанности органов налоговой полиции и их должностных лиц. В связи с этим следует дополнить гл. 6 Налогового кодекса РФ 'Органы налоговой полиции' ст. 361, в которой будут перечислены обязанности ФСНП и должностных лиц налоговой полиции. Закрепление обязанностей этого правоохранительного органа и его должностных лиц предусмотрено в ст. 10 Законе о ФСНП, согласно которой федеральные органы налоговой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами обязаны:
проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба;
осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и правонарушениях; принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;
обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;
осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.
Сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.
Представляется возможным именно в такой редакции изложить ст. 361 Налогового кодекса РФ.
Что касается компетенции налоговых органов и органов налоговой полиции, то было бы целесообразно разделить ее на:
полномочия по сбору налогов (сборов) и надзору за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты (регулятивные и координационные полномочия);
полномочия в сфере выявления, пресечения, предупреждения, расследования нарушений налогового законодательства (правоохранительные полномочия).
Это исключит дублирование компетенции МНС, ГНИ и ФСНП, освободит значительную часть налоговых инспекторов от проведения налоговых проверок, выемок, осмотров, допросов и т.п. следственных действий, что в свою очередь, позволит им решать свои непосредственные задачи по сбору налогов, надзору за правильностью и своевременностью их уплаты, и в полной мере исполнять свои обязанности по проведению разъяснительной работы о применении законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (п. 4 ст. 32 Налогового кодекса РФ). Проведением же следственных действий, направленных на получение доказательств о совершении (или отсутствии факта) налогового правонарушения, будут заниматься правоохранительные органы.
Являясь правоохранительным органом, налоговая полиция в значительно большей степени связана законодательными нормами, поскольку их деятельность более четко регламентирована в законодательстве и протекает в законодательно закрепленных формах. Несоблюдение такой формы является основанием для признания деятельности незаконной и влечет непринятие информации в качестве доказательства по делу. Следовательно, если исключительное право по выявлению, пресечению, профилактике и расследованию всех правонарушений будет принадлежать органам ФСНП, это станет дополнительной гарантией прав налогоплательщиков.
Иными словами, пока между налоговым органом и налогоплательщиком не возникнет спора о сроке, сумме налога и т.п., а существующие разногласия будут разрешаться путем проведения консультаций, представления разъяснений, документальных подтверждений, эти отношения не требуют вмешательства правоохранительных органов. Если же 'мирными' средствами разрешить разногласия не удалось и налогоплательщик не выполняет законные требования налогового органа об уплате определенной суммы налога в указанный в требовании срок, то 'дело' постановлением налогового инспектора передается в органы налоговой полиции, которая начинает производство по делу о совершении налогового правонарушения и проводит все необходимые для этого следственные действия.
Еще одним существенным недостатком части первой Налогового кодекса РФ является отсутствие в нем законодательно закрепленной процедуры производства по делам о налоговых правонарушениях. В случае производства по уголовному делу по ст. 198,199 УК РФ права подозреваемого и обвиняемого налогоплательщика гарантируются УПК РСФСР и расследование обстоятельств дела происходит строго в рамках процессуальной формы, законодательно закрепленными методами и в установленные сроки. Не менее подробно регламентировано КоАП РСФСР и производство по делам об административных правонарушениях: разд. IV Кодекса закрепляет принципы рассмотрения дела об административном правонарушении, административную форму, в которой ведется производство по делу, систему доказательств отсутствия (наличия) административного правонарушения, виновность субъекта правонарушения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, стадии рассмотрения дела.
Строгая регламентация производства по уголовным делам и по делам о совершении административного правонарушения обеспечивает защищенность интересов и законных прав участников разбирательства. Если бы налоговые правонарушения, предусмотренные Налоговым кодексом, относились к административным правонарушениям, то производство по такого рода делам должно было вестись в соответствии с КоАП РСФСР. Однако названные правонарушения не предусмотрены в нем и, следовательно, на них не распространяются его процессуальные нормы.
В связи с этим необходимым условием правовой защищенности налогоплательщика является обязательная четкая законодательная регламентация всей процедуры ведения разбирательства дела о совершении налогового правонарушения. В Налоговом кодексе должны найти свое закрепление стадии и сроки производства по 'налоговому' делу, органы, правомочные вести такое производство, общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и освобождения от нее, порядок собирания и документального закрепления доказательств по делу.