Все категории слушателей проходят курс лекций по общим проблемам безопасности предпринимательской деятельности в условиях становления рыночных отношений.
Общая подготовка частного охранника включает правовые основы его деятельности и минимум криминалистической подготовки в рамках функциональных обязанностей частного охранника. А также раздел медицинской подготовки.
Специальная профессиональная подготовка предусматривает изучение физической охраны объектов, включая ряд по действиям в чрезвычайных ситуациях. Курс технической защиты объекта имеет целью в течение двух десятков часов помочь слушателям разобраться в проблеме и получить отдельные навыки в применении охранником технических средств защиты, средств связи и спецтехники для выполнения охранных функций. Нам видится, что физическую подготовку следует подразделить на занятия общего характера (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), специального - применительно к деятельности охранника и, как альтернатива специальной физической подготовке, подготовка сотрудников личной охраны, набор в которую ведут с учетом спецподготовки в особых подразделениях армии и внутренних войск.
Завершает специальную профессиональную подготовку курс "Огневая подготовка", который включает в себя обучение правовым основам применения огнестрельного оружия, методам активной защиты и применению специальных средств.
Камнем преткновения при утверждении этой новой рабочей программы может стать третье направление подготовки частного охранника - "Общая профессиональная подготовка". Этот краткий курс рассчитан часов на сорок и имеет целью сориентировать частного охранника в общих вопросах деятельности подразделений деловых структур, занятых обеспечением безопасности.
Курс предусматривает введение в проблемы деятельности службы безопасности объекта, вопросы охраны коммерческой тайны и психологическую подготовку. Все разделы имеют тенденцию увязки функций частного охранника с общими задачами службы безопасности.
И действительно, специально подготовленный по вопросам службы безопасности объекта охранник, несомненно, профессионально более надежен в исполнении своих обязанностей. Он будет ощущать себя частицей общего сложного процесса обеспечения безопасности охраняемого объекта. И неизбежно станет задумываться над перспективой профессионального роста в рамках этой службы.
Оптимальным набором тем по общим проблемам службы безопасности могли бы стать проблемы защиты предприятия в целом, место службы безопасности в системе деловых структур и основы управления ею, работа службы с персоналом, партнерами и клиентами, противодействие конкурентам и криминальным элементам. Эффективность деятельности частного охранника станет выше, если он будет сориентирован на сознательное поддержание режима конфиденциальности и на оказание действенной помощи в ее защите.
Думается, что просветив охранника относительно его функций по охране коммерческой тайны, деловая структура в целом сможет приобрести сознательного союзника по выявлению и противодействию ее нарушителям.
В этой связи охраннику следует шире представлять себе сущность режима конфиденциальности в деловых структурах, например, при защите информационной техники или при обеспечении безопасности работы каналов связи от перехватов.
Исходя из вышесказанного, Школа считает, что такие занятия по общей профессиональной подготовке помогут многим слушателям не только более осмысленно нести охранную службу, но и утвердиться в намерении сделать профессиональную карьеру в службах безопасности.
И наконец, о психологической подготовке. Сейчас ни одно мало-мальски уважающее предприятие (будь то государственное или частное) не обходится без учета возможностей психологии в интересах дела. Особенно это проявляется в условиях коллективной работы, в деловом общении с партнерами и клиентами.
Психологическая подготовка уже давно переросла рамки только специализированных учебных заведений и имеет право стать самостоятельным разделом в учебных программах школ нашего типа.
В какой бы жизненной ситуацией не оказался охранник с такой широкопрофильной подготовкой в вопросах права и медицины, психологии и соблюдения конфиденциальности, он сможет применить полученные знания и навыки в интересах дела.
С появлением первых школ по подготовке кадров для охранной деятельности обозначилась тенденция скрывать свои учебные программы друг от друга. Дело дошло до того, что одна из школ застраховала свою учебную программу на сумму с шестью нулями. Однако со временем стало ясно, что программы различных частных учебных заведений в основном имеют одинаковое содержание. И это логично - заказчик-то у нас один, один и источник подобных программ - МВД и другие органы.
Сегодня соответствующие подразделения Министерства образования и МВД РФ ведут интенсивную работу по созданию типовой программы обучения частного охранника, а в дальнейшем - детектива.
Но трудно не согласиться с тем, что учебная программа сильна не только своим содержанием. Ее душу составляет методика обучения, привносимая преподавательским составом. Наша Школа отвергает идею конкурентной борьбы за счет скрытности действий в процессе обучения.
Сделав ставку на подбор лучших преподавателей по всем дисциплинам с оптимальным дифференцированием предметов, Школа привлекла для работы со слушателями, в том числе и по профилирующим предметам, преподавательские кадры из высших учебных заведений. Золотой фонд Школы составляют препоадаватели-практики и практические работники. Среди них - доктора наук, высококлассные специалисты, в том числе и уникальные, тяготеющие к преподавательской деятельности, или уже сказавшие свое слово в специальных изданиях, естественно, применительно к проблемам подготовки охранных кадров.
Многие из них владеют эффективными методическими приемами и средствами наглядности обучения.
Рынок охранников столько велик, что работы по подготовке кадров хватит не на один десяток школ нашего профиля. Сегодня нужно искать возможности по объединению усилий в области методики преподавания с опорой на серьезные учебные пособия, эффективные технические и другие средства наглядности в учебном процессе.