Основной исполнитель для проведения ТО подбирается исходя из того, какую конкретно задачу ему предстоит решать. Вместе с тем, можно выделить целый ряд общих требований к тайному агенту с учетом специфики его деятельности.
Прежде всего он должен обладать чувством ответственности и решимостью выполнять задачу даже в самых сложных условиях.
Важно, чтобы он умел трезво мыслить, анализировать различные ситуации, принимать разумные решения, в том числе в сложной обстановке и при условии дефицита времени, не терять самообладания в чрезвычайных ситуациях, быть психически уравновешенным.
Необходимо, чтобы он был специалистом в той сфере, в которой ему придется действовать в период операции.
От ТА зачастую требуется артистизм, умение играть свою роль так, чтобы не вызвать подозрения у окружающих.
Необходима и хорошая память, ибо нередко придется запоминать большой объем различных сведений. Запись их на диктофон или в записную книжку не всегда возможна, да и способна привести к расшифровке ТА, если записи случайно попадут в руки посторонних лиц.
ЧД, который внедряется, например, в частную фирму для выявления криминальной деятельности ее сотрудников, должен как можно лучше вписаться в коллектив. Чтобы "стать своим" и получить необходимую информацию, желательно не особенно выделяться по возрасту в среде потенциальных правонарушителей. Статистика свидетельствует о том, что основная часть мелких хищений на рабочих местах, актов вандализма в отношении имущества, злоупотреблений наркотиками и алкоголем совершаются молодыми людьми в возрасте 16-25 лет.
Наниматель (клиент), в интересах которого действует агент, должен со своей стороны принять меры по недопущению его реконспирации. В частности он никому, даже жене и близким друзьям, не должен сообщать, что на него работает ЧД, притом задействованный в ТО.
Категорически не рекомендуется привлекать для участия в ТО лиц, которые злоупотребляют алкоголем, имеют пристрастие к наркотикам или чрезмерно увлекаются противоположным полом.
Эти качества многократно увеличивают риск провала операции.
Подготовка должна быть и общей и специальной.
Жизнь распорядилась так, что частные деловые структуры в условиях формирования рыночных отношений оказались предоставленными сами себе в вопросах обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
Вот почему Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" сразу после появления в марте 1992 года привлек к себе пристальное внимание.
Бесспорно Закон стал опорой в разработке единой концепции защиты предпринимательских структур от противоправных посягательств со стороны криминальных элементов.
Однако уже к моменту его опубликования ряд частных учебных заведений - центров, курсов, школ готовил кадры для выполнения задач по защите интересов предпринимательства. На свой страх и риск с учебными программами, чаще всего заимствованными из милицейских школ, эти негосударственные учебные заведения взялись за сложное дело подготовки кадров для служб безопасности частного бизнеса.
Фактически к моменту выхода в свет Закона учебные заведения указанного профиля готовили три основные категории выпускников: охранников, телохранителей и сотрудников непосредственно служб безопасности. И как бы не именовались эти работники в Законе, требования рынка подсказали спрос именно на эти категории профессионалов, на эти три специальности.
Статья 15 указанного Закона регламентирует создание негосударственных образовательных учреждений и разработку для них программ. И видимо, не случайно эта статья оказалась в разделе IV Закона, который озаглавлен "Смешанные формы детективной и охранной деятельности".
Именно из потребностей деловых структур-заказчиков в подготовке кадров для защиты коммерческой, научно-технической и производственной деятельности складывались "стихийные" учебные программы.
На заре появления школ (курсов, центров) по подготовке специалистов в области безопасности бизнеса решались следующие основные задачи: обучение основам организации и методам работы служб безопасности на предприятиях с различной деловой ориентацией и особенностями охранной деятельности по защите объектов (территорий, зданий, помещений, складов, грузов, транспортных средств, материальных ценностей и лиц). И сразу же остро встала проблема: как привить слушателям желание выбрать в качестве основной профессию "сотрудник службы безопасности" с профилированием ее по трем основным специальностям.
За год функционирования школы безопасности предпринимательской деятельности география направляемых на учебу слушателей охватывает более полусотни городов, в первую очередь крупных, от Владивостока до Риги и от Мурманска до Владикавказа. Слушатели прибывают из производственных структур (нефтедобывающих и перерабатывающих химических, металлургических, горнодобывающих и угольных предприятий, индустрии ширпотреба и продовольственных предприятий), коммерческих банков и страховых обществ, из МНТК, НИИ, торговых домов, спортивных, строительных и информационных и, наконец, из частных охранных бюро.
Различен диапазон должностей: от коммерческого директора, которому поручено создать и возглавить службу безопасности, до частного охранника. Причем процент слушателей с опытом работы в правоохранительных органах весьма мал. Образование их в основном среднее и среднее специальное. Но слушатели, претендующие на роль руководителей и сотрудников службы безопасности, как правило, обладали базовой подготовкой в учебных заведениях правоохранительных органов, органов госбезопасности или спецназовской.
Основной возраст слушателей колеблется в пределах 25-35 лет, по категории охранной деятельности - ниже. Слушатели идут в Школу с надеждой приобрести надежную профессию.
Понимая их озабоченность, наша Школа поставила перед собой двуединую задачу - обучения профессиональным знаниям и умениям и воспитания чувства удовлетворения от работы по этой профессии и желания посвятить ей жизнь. Достаточно сказать, что каждый второй выпускник
Школы поддерживает с нами деловые отношения и с видимым нетерпением ожидает момента, когда в Школе начнут работать курсы по переподготовке и повышению квалификации. Именно от таких наших бывших слушателей мы узнаем, какие вопросы профессиональной деятельности их беспокоят больше всего и как сотрудников службы безопасности, и как охранников, и как выполняющих функции телохранителей.
Опыт работы Школы со слушателями, разными по образовательному уровню, прошлым профессиям, возрасту и жизненным устремлениям, подсказал основные вехи при разработке учебной программы по направлениям, разделам и темам. Школа исходила из того, что до появления официально зарегистрированных полноценных негосударственных учебных заведений с хорошо скоординированной программой обучения сотрудников для смешанной охранно-сыскной деятельности, то есть для служб безопасности предприятий, существует насущная необходимость заполнения своеобразной "ниши" по целевой подготовке кадров. Деловой мир не может ждать, пока школы (курсы, центры) развернут учебную работу в полном объеме и на законных основаниях начнут учебную работу с учетом их деловых интересов.
Например, одно из нефтехимических предприятий в Сибири имеет службу безопасности ("де-факто") почти из ста человек: 13 сотрудников в службе безопасности ("штабистов"), 80 - в четырех группах охраны при длине периметра территории комбината в 9 километров. В других местах кто-то вынужден с достаточной степенью профессионализма противостоять хищениям продукции и интеллектуальной собственности, потери от которых сегодня носят обвальный характер. Но кто именно способен этим заниматься? И не завтра, а немедленно?
Ориентируясь на разнообразные деловые структуры, Школа ищет оптимальные, как правило, компромиссные решения в связке: предприниматель-заказчик, учебная программа, Закон. В частности, в рамках статей 1, 11 - 12, 13 - 15.
Способствуя созданию атмосферы увлеченности и преданности профессии сотрудника службы безопасности в широком смысле слова, сотрудники и преподаватели Школы усиленно внушают слушателям необходимость уважительного отношения к подобному роду деятельности.
Лейтмотивом при этом избран факт высокого престижа людей этой профессии во всем мире, независимо от конкретной специализации. Значимость служб безопасности для деловых структур породила высокую ответственность во взаимоотношениях представителей этой службы и работодателей.
Подчеркивается, что сегодняшний охранник или телохранитель завтра в связи с возрастным цензом станет сотрудником сыскных подразделений службы безопасности. Естественно, что после дополнительной профессиональной подготовки.
Характерно, что идея поэтапного вхождения в профессию в зависимости от возраста, наклонностей и специальной подготовки находит живой отклик среди слушателей, особенно молодежи. Делая ставку на молодых слушателей, которые в сегодняшних сложных условиях рынка ищут свое место в деловом мире, Школа ориентирует преподавателей на всемерную пропаганду этой идеи. И кому, как не сотрудникам с длительным стажем работы в органах госбезопасности и правоохранительных органах, занять подобную позицию в отношении молодых людей - слушателей Школы.
Сегодня учебная программа школы безопасности предпринимательской деятельности рассчитана на частных охранников. Она предусматривает обучение в течение шести недель и составлена на основе трех направлений: общая подготовка, специальная профессиональная подготовка и общая профессиональная подготовка (300 часов, 20 разделов, 100 тем).
Специализация осуществляется за счет организации занятий по профессиональным интересам слушателей, разбиваемых на потоки. Так, охранники получают знания и практические навыки в области средств и методов работы по специфике внешней и внутренней защиты объектов, а сотрудники личной охраны - еще и специальную физическую подготовку по профилю своих основных функциональных обязанностей.