Зарождение таможни в Древней Руси и ее становление до XIX века
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет . Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси . Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям . Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела. Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. Из летописных и законодательных источников известно, что на Руси взимали 'мыто' - торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались 'мытниками', 'мытоимцами', 'мытарями'. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт ('сухой' - за провоз товаров по суше, 'водяной' - за провоз по воде). За право торговли взимался 'замыт', за наем амбара - 'амбарное', за представление товара на заставу - 'явка', за найм торгового места на гостином дворе - 'гостиное', а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали 'роговая' и 'привязная' пошлины - за привязывание скота в месте торговли; 'узольцовое' - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли 'мытник', а места взимания мыта - 'мытницей'. Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной. В период феодальной раздробленности на Руси в ХII - начале ХIII веков, в связи с ростом числа княжений и внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с 'гостиным', 'перевозом', 'пятном', 'весом', 'пудом', 'померным', 'уроками', 'полюдьем', 'торговой десятиной'. Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 годы) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года. Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Однако вести речь об общих контурах административно-правового режима обеспечения таможенного дела в это время можно лишь с определенной долей условности. В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово 'тамга', означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть 'тамжили' товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником. К этому времени в связи с усилением таможенных сборов в удельных княжествах и отсутствием единых пошлин усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В этот период времени складывается система наказаний за незаконный провоз товаров и незаконную торговлю таким товаром. Промыта - уклонение от уплаты мыта - наказывалась штрафом, а лицо, совершившее это деяние, наказывалось кнутом. Промыт - наказание за неуплату мыта - составлял сумму в размере двух пошлин. Заповедью назывались пеня за неуплату пошлины при продаже или покупке лошади и штраф, взимаемый с купцов за складирование товара в домах частных лиц, помимо гостиного двора. Величина заповеди составляла 2 рубля (рубль шел государству, второй - таможенникам). Протаможы - штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможню. Протамга - пеня за неявку товара в таможню . В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами (свободными городами Новгород, Псков, Смоленск и др.). Оплотом развития предпринимательства на Руси были города, вокруг которых появлялись торговые и промышленные поселения. 'Русские купцы в ноябре отправлялись в глубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год' . В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке. Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано . В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию. В статьях Соборного Уложения впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом. Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича, покровительствовал торговле, считал ее залогом благосостояния самого государства, провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе 1667 году был подготовлен и издан 'Новоторговый устав', который явился завершением первого таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Кроме статей, регулировавших положение торгово-промышленного класса и поднимавшего благосостояние, в новом торговом уставе проводились о необходимости поднятия благосостояния народных масс в интересах государства. Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. С 1649 года 'иностранцам запретили торговлю на внутреннем рынке, было отказано в транзитной торговле с восточными странами, разрешено торговать только в Архангельске' . Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России. В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины. Новоторговый устав представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. Кроме того, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, то есть устав содержал и элементы уголовного законодательства. Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За кормчество (незаконный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности . В Новоторговом уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве: