Совокупность данных положений позволяет сформулировать следующее определение: государственным служащим таможенных органов является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном Федеральным законом порядке включенную в штатное расписание должность в соответствующем таможенном органе, имеющий специальное звание, заключивший с таможенным органом контракт, принявший присягу на верность Российской Федерации, осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета РФ и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
Сотрудник таможенных органов имеет определенный правовой статус. Для него определены особые условия поступления на службу, прохождение и прекращение службы. Характеристику отдельных его элементов необходимо начать с определения 'статутного', основополагающего элемента - системы специальных званий. Именно с этим связано правовое установление должностных лиц таможенных органов в качестве служащих особого вида государственной службы. Для службы в таможенных органах, как разновидности милитаризованной государственной службы, характерно значительное влияние специальных званий на условия ее прохождения. Звание отражает уровень общей и специальной подготовки, служебное положение и авторитет каждого служащего таможенных органов. В условиях таможенной службы объем служебных, особенно властных полномочий, прав на некоторые льготы и гарантии зависит не только от занимаемой должности, но и от специального звания. Лицам, назначенным на соответствующие должности в таможенных органах, присваиваются специальные звания, за исключением лиц, назначенных на должность стажером. Порядок их присвоения устанавливается Федеральным законом, указами Президента РФ, приказами ГТК РФ.
Особенностью службы в таможенных органах является то, что в определенных случаях порядок присвоения специальных званий зависит от вида структурного подразделения системы ГТК. Так, например, для должностных лиц подразделений собственной безопасности Приказом ГТК РФ ?343 от 26 мая 1998 г. предусмотрено следующее. Первое и очередное специальное звание заместителям начальника РТУ - начальникам отдела собственной безопасности (далее - ОСБ), их заместителям, а также начальникам ОСБ таможен присваивается начальником Управления собственной безопасности ГТК РФ (УСБ). При этом необходимо письменное согласование с начальником РТУ. Остальным же должностным лицам ОСБ звание присваивается по представлению начальника РТУ по согласованию с УСБ ГТК РФ.
Правоограничения являются одним из наиболее значимых элементов правового положения сотрудников таможенных органов, т.к. именно они определяют правовой статус путем устранения признаков негативного влияния на деятельность, характеризующуюся как государственная служба.
Основной элемент любой должности - обязанности. Это ее ядро, смысл существования. Права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей. Лица, находящиеся на службе в таможенных органах, подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общеправового режима. Законодательством на сотрудников таможенных органов возлагаются дополнительные служебные обязанности наряду с наиболее общими обязанностями государственных служащих. Конкретные обязанности сотрудников таможенных органов по соответствующей должности таможенной службы определяются должностными инструкциями и положениями.
Правам служащего таможенных органов посвящаются ст. 16 ФЗ-114, а также п. 36 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ. Сотрудники таможенных органов осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. Они выступают в качестве эффективного инструмента стимулирования функционирования таможенной службы. Сотрудник таможенных органов, как и всякий субъект права - гражданин Российской Федерации, имеет конституционно установленные права. Однако, с точки зрения служебной деятельности, важнейшим аспектом являются служебные права.
Поскольку основу таможенных органов составляют служащие в них должностные лица, постольку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности. Поэтому закрепление в ФЗ-114 достаточно подробных правовых предписаний в области обеспечения социальной защиты должностных лиц таможенных органов имеет в определенной мере и концептуальное значение, т. к. по существу формирует сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.
Прохождение службы должностными лицами таможенных органов РФ
Прохождение государственной службы является одним из наиболее существенных ее аспектов. Традиционно под прохождением службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих изменение служебно-правового положения служащего14. В действующем законодательстве с прохождением государственной службы связывается система юридических фактов, порождающих издание субъектом исполнительной власти индивидуальных актов, влияющих на правовой статус государственного служащего15. Прохождение рассматривается как процесс пребывания в должности, ограниченный началом и прекращением служебных отношений.
На основе правоприменительной деятельности Уральского таможенного управления выявлены некоторые проблемы, связанные с определением начала службы в таможенных органах. Во-первых, датой начала службы в соответствии с Приказом ГТК РФ считается дата подписания контракта. Но очень часто в практике дата подписания и дата начала фактического исполнения обязанностей не совпадают. Во-вторых, законом предусмотрено испытание при приеме на службу в таможенные органы без присвоения специального звания до шести месяцев. Можно ли в этом случае считать статус стажера статусом сотрудника таможенных органов? По мнению автора, безусловно нет. Тогда встает следующий вопрос: 'Кем же является лицо, занимающее государственную должность в этот период времени? Каковы его полномочия?'.
Поступление на службу является первоочередной стадией процесса, именуемого прохождением службы, и урегулировано нормами главы Федерального закона 'О службе в таможенных органах РФ'.
Поступление на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе.
Необходимо отметить, что при приеме на службу в таможенные органы важное значение имеет целенаправленная и организующая деятельность кадровых подразделений таможенных органов, на которые в соответствии со ст. 56 ФЗ-114 возложены функции по осуществлению подбора и расстановки кадров, а также обеспечения кадровой политики в организации. Практика деятельности отделов кадров таможен Уральского регионального таможенного управления показывает, что планирование потребности в кадрах происходит на основании изменений, связанных с уходом на пенсию, увольнением и самым незначительным добавлением штатных единиц, которые распределяются вышестоящим органом в связи с расширением профессиональных функций организации. Резерв кадров формируется с учетом квалификационных требований к сотрудникам таможенных органов, которые утверждаются председателем Государственного таможенного комитета России. Необходимо отметить, что подбор кадров на службу в таможенные органы осуществляется с учетом требований, установленных приказом ГТК РФ ?704 от 22 ноября 1995 г., которым была принята Инструкция о порядке отбора кандидатов на службу в таможенные органы РФ.
Особо хотелось бы остановиться на требованиях приказа ГТК РФ, согласно которому в оперативно-технические подразделения таможенных органов принимаются граждане, прошедшие срочную службу в армии. Данное условие приема на службу в таможенные органы является ярким примером ограничения конституционных прав граждан, тем более, что Федеральный закон 'О службе в таможенных органах Российской Федерации' данного ограничения не устанавливает. Вместе с тем, в практике возможны случаи, когда на службу в таможенные органы поступают лица, имеющие законное право на отсрочку, либо освобождение от призыва в Вооруженные Силы РФ, и их право на службу ограничивается действием настоящего приказа. Кроме того, согласно Федеральному закону 'О воинской обязанности и военной службе' лица, проходящие службу в таможенных органах РФ, освобождаются от призыва в ВС РФ на время службы. Также встает вопрос, связанный с возможностью занятия должностей в этих подразделениях женщинами.
В соответствии с законом гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы в случаях наличия у него неснятой или непогашенной судимости (ч. 1 ст. 7 ФЗ-114). Данное положение представляется весьма спорным в силу коллизий, возникающих при применении Уголовного кодекса РФ. Так, например, в 1998 г. один из сотрудников Уральского таможенного управления был осужден судом Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга по ч. 1 ст. 293 УК РФ к одному году исправительных работ с удержанием 15% заработка. Однако, в соответствии с актом амнистии, был освобожден от реального исполнения наказания. В силу ч. 2 ст. 86 УК РФ это является обстоятельством, исключающим судимость у данного сотрудника. Кадровая служба УТУ на основании применения данной нормы сочла возможным оставление его на службе в таможенных органах, т.к. признала отсутствие оснований для увольнения. Такие случаи не единичны в таможенных органах России, с ними сталкиваются и военнослужащие, и сотрудники милиции. Необходимо менять норму, касающуюся определения судимости для государственных служащих.
Федеральным законом 'О службе в таможенных органах РФ' с 1 января 1998 г. введена контрактная система государственной службы в таможенных органах. Контрактная система предполагает заключение письменного трудового договора (контракта) о службе между гражданином РФ и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок, определяемый названным Федеральным законом, в котором уточняются права и обязанности сторон, ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств. Приказом ГТК России ?701 от 26 ноября 1997 г. утверждено Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ. Данное Положение определяет типовую форму контракта и Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами.