рое намерение и по нашей великокняжеской милости желая одарить христианскими законами, всем прелатам, княжа- там, панам хоруговным, вельможам, благородным рыцарям, шляхте и всему поспольству и их подданным, коренным жи- телям земель нашего Великого княжества Литовского, ка- кого бы сословия и происхождения они ни были, все их права и церковные привилеи как для лиц католического, так и православного вероисповедания, а также светские привилеи, которые были ими получены от светлой памяти королей и великих князей, от отца нашего Казимира и брата нашего Александра, предков наших, при их жизни, на какое бы то ни было владение и вольности, независимо от того, под какой датой, латинской или русской, даны эти вольности, вышедшие, данные и пожалованные приви- леи, содержащие в, себе справедливые установления, же- лаем считать имеющими силу, как если бы они были пожа- лованы нами и вписаны слово в слово в эти наши листы, которые мы нашим великокняжеским словом и нашей едино- личной присягой на святом евангелии обязуемся соблюдать и хранить, как обязуемся и обещаем подтвердить и закре- пить их со всеми их установлениями, обычаями и стать- ями; по милости, благородству и щедрости нашей мы реши- ли их подтвердить и закрепить, что подтверждаем - и закрепляем, приказывая считать их имеющими силу на веч- ные времена.
1. Великий князь обязуется никого не наказывать по заочному оговору, даже если бы дело касалось оскорбления достоинства его величества. А если бы кто-либо необоснованно обвинял другого, то сам дол- жен понести такое же наказание Во-первых, названным выше прелатам, княжатам, панам хоруговным, шляхтичам и городам названных земель Вели- кого княжества Литовского, Русского, Жемайтского и иных мы пожаловали, что ни по чьему явному или тайному ого- вору, несправедливому подозрению тех княжат и панов хо- руговных, шляхтичей и мещан мы не будем наказывать ка- ким-либо денежным штрафом, смертной казнью или тюрьмой, или конфискацией имения, но лишь после того как истец и ответчик лично предстали перед судом и посредством яв- ного разбирательства в соответствии с установлениями христианского права окончательно была бы доказана их вина, то только после суда и такого доказательства ви- ны, согласно обычаю христианских прав, они должны быть приговорены и наказаны в соответствии с тяжестью их преступлений. Также если бы кто оговором обвинил кого-нибудь и об- виняемый должен был бы подвергнуться бесчестью или смертной казни, или конфискации имения, или какому-либо другому наказанию, тогда тот, кто оговорит другого, но не представит доказательств, сам должен понести такое наказание. 2. Об оскорблении великокняжеского достоинства, вы- разившемся в том, если бы кто-нибудь убежал в неприя- тельскую землю Если бы кто-нибудь из наших подданных убежал из на- шего государства в землю наших неприятелей, тот лишает- ся своей чести, а его имение наследственное, выслужен- ное и купленное не переходит ни к детям, ни к родствен- никам, а только к нам, великому князю. 3. Если кто у кого купит или возьмет в залог имение, а тот потом убежит в неприятельскую землю Если тот человек до совершения этого преступного де- яния, находясь еще в нашем государстве, продаст или от даст в залог кому-нибудь какое-либо имение, а приоб- рев-ший не знал бы такого его замысла и присягнет об этом, то он может спокойно владеть купленным или взятым в залог имением, но если бы он не хотел присягнуть, то теряет свое собственное имение, а также и то, которое купил и взял в залог от него. 4. Если бы отец, покинув детей, или кто-нибудь из их родственников убежал в неприятельскую землю Также постановляем: если бы отец, покинув детей, убежал в неприятельскую землю и оставил их вместо себя и они не были бы выделены, то такое имение переходит к нам, великому князю, потому что за преступление их собственного отца они уже лишились права на имение, хо- тя бы и были несовершеннолетними. Если бы также какой-либо родной брат или дядя, или кто-либо из рода бежал в неприятельскую землю, то его доля имения таким же образом переходит к нам, великому князю, и поэтому никто из родственников права на нее не имеет. А также если бы даже собственный сын был отделен от отца и убежал в неприятельскую землю, то его доля име- ния не переходит ни к отцу, ни к братьям, а только к нам, великому князю. Но если бы сыновья были отделены от своего отца, а отец убежал бы, а они о намерении своего отца не знали и могли бы доказать это своими единоличными присягами, тогда они своей доли имения не теряют, а только отцовс- кая, доля переходит к нам, великому князю. Таким же образом и братья, если они были выделены и один брат убежал бы, а они о том не знали и его не сна- ряжали и могли бы это доказать единоличными присягами, тогда они своих долей не теряют, но только доля того брата, который убежал, переходит к нам, великому князю. 5. Как должен быть наказан тот, кто подделывал бы великокняжеские листы или печати Если бы кто-либо подделывал наши листы или печати или заведомо пользовался поддельными, такой подделыва- тель должен быть сожжен на костре. 6. Как должен быть наказан тот, кто оскорбил великокня- жеского врадника или посланца Также если бы над нашим земским врадником или пос- ланцем при выполнении ими нашего земского поручения кто-либо из наших подданных совершил насилие, ранил его или побил, тот должен быть приговорен к смертной казни, как если бы оскорбил наше великокняжеское достоинство. 7. Никто ни за кого не должен нести наказание, но каждый сам за себя Также никто не должен быть наказан и приговорен за чей бы то ни было проступок, а только тот, кто виновен. А поэтому в соответствии с христианскими законами никто не должен быть наказан, если его вина не будет установ- лена судом, то есть ни жена за преступление своего му- жа, ни отец за преступление сына, ни сын за отца, а также никто из родственников, ни слуга за господина. 8. Если бы кто-либо много испросил под видом малого или взял бы без пожалования Также если бы кто-либо испросил много за малое и это надлежащим образом было бы доказано на суде и установ- лено, что он взял больше, чем выпросил, тот теряет эту выслугу и пожалование. А хотя бы он и надлежащим обра- зом испросил, но сверх того без пожалования что-либо взял и присоединил к полученному, тогда он теряет в пользу великого князя и ту выслугу, и то, что взял. А кто бы к своему наследственному имению присоединил без пожалования людей или земли, пущи, ловы, озера столько, сколько стоит его имение, к которому присоединил, тогда он теряет в пользу великого князя свое имение и то, что взял. А если бы взял человека или двух, или десять, или сколько бы то ни было с землями или пустые земли, тот должен вернуть всех взятых им людей и отдать столько же своих наследственных, а также вернуть земли и столько же своих земель. 9. Все в Великом княжестве Литовском должны быть судимы по одному праву Также желаем и устанавливаем и на вечные времена должно быть сохранено, что все наши подданные, как бед- ные, так и богатые, какого бы сословия и положения они ни были, равно и одинаково должны быть судимы по этим писаным законам.