В переселенческой политике надо учитывать следующее. Вопросы миграции населения всегда являлись частью земельной политики государства. В настоящее время, когда необходимо сохранить огромную территорию России, стержнем переселенческой политики должна стать 'колонизация' и обустройство заброшенных, в первую очередь приграничных земель. Для этого требуется: провести разумную переселенческую политику и расселить по территории порядка 20-30 млн внутренних переселенцев; создать условия для возвращения на родину хотя бы части из 25 млн человек русскоязычного населения, проживающего в ближнем зарубежье, и их поселения на этих территориях; активизировать работу по предоставлению земель казачьим обществам и восстановить традиционный уклад жизни казачества; привлечь на поселение в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, число которых на 2000 г. было более 1 млн человек, а также военнослужащих, увольняемых в запас; осуществить комплекс неотложных мер по социальному развитию села, улучшению качества жизни сельских тружеников, ликвидации сельской безработицы, которая, по данным ВНИИЭСХ, доходит в среднем до 25%; создать условия для привлечения инвестиций в сельскую и приграничную местности, используя различные государственные рычаги (финансовую, внешнеэкономическую, техническую политику и др.).
Нужна ли стране земельная служба?
Проводниками земельной политики государства должны являться специалисты-профессионалы, объединенные в единую государственную службу. Данная служба должна от имени государства управлять земельными ресурсами страны. В 1990-91 гг. земельная реформа в России была начата с переустройства землеустроительной службы. На базе существующих землеустроительных органов был образован Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (1990 г.), в конце 1991 г. он был преобразован в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве РФ и т.д. Всего за 10 лет с 1990 по 2000 г. землеустроительная служба меняла свой статус, функции и структуру 10 раз!!! В настоящее время ее представляет Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр). Одновременно с этим за последние годы произошло сокращение землеустроительной службы страны, несмотря на усложнение земельных вопросов. Решение вопросов земельной политики осуществляет Минимущество России. В некоторых сельских административных районах страны, когда земельными преобразованиями затрагивались практически все землевладения и землепользования, районная служба насчитывала всего 1-2 человека. Для сравнения, число землемеров в Западной Европе в пересчете на одинаковую площадь в 10-15 раз больше. Мировой опыт показывает, что все функции управления земельными ресурсами должны быть сосредоточены в одном ведомстве, только тогда земельное администрирование наиболее эффективно. Как правило, это Национальные земельные службы, обеспечивающие надлежащее использование и охрану земель.
Можно ли жить без землеустройства?
Основное место в системе управления земельными ресурсами занимает землеустройство. Неутешительные итоги проводимой в стране земельной реформы обусловлены снижением роли землеустройства как основного механизма ее осуществления. Известно, что через систему землеустройства осуществляются основные функции государства по управлению земельными ресурсами: планирование, организация рационального использования и охраны земель, информационное обеспечение (земельный кадастр и мониторинг), контроль и т.д. Вместе с тем в ходе земельной реформы данная система была нарушена. До начала земельной реформы отсутствовали научно обоснованные прогнозы (сценарии) развития землевладения и землепользования на перспективу; земельные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, перераспределение земель осуществлялись в очень короткие сроки без необходимого обоснования и участия землеустроителей, земельная реформа началась без наличия необходимой информационной базы, при отсутствии корректных данных земельного кадастра; в ходе осуществления земельной реформы была утеряна функция ее сопровождения и контроля со стороны государственных органов. Намеченные с 1991 г. мероприятия по осуществлению земельной реформы велись при крайне недостаточном финансировании со стороны федерального правительства и органов власти субъектов Федерации. Снижение роли государства в осуществлении землеустройства привело к потере функций планирования и организации рационального использования и охраны земель, как основных в системе управления земельными ресурсами, что нарушило комплексность в проведении землеустроительных работ. В настоящее время у государства нет концепции использования и охраны земельных ресурсов на федеральном уровне, не разрабатываются программы использования земель в регионах и субъектах Федерации, нет четкого научно обоснованного механизма формирования землевладений и землепользовании сельских товаропроизводителей, практически свернуты работы по составлению проектов землеустройства. При таком подходе возникают хаос в использовании земель, путаница в земельных отношениях, недостатки землепользования (чересполосица, дальноземелье, вкрапливание), продолжают развиваться процессы эрозии, появляются нежизнеспособные сельскохозяйственные предприятия. Для претворения в жизнь намечаемых земельных преобразований следует доработать комплекс законодательных актов, регулирующих землеустроительную деятельность, и на их основе существенным образом развить систему землеустройства, укрепить землеустроительную службу страны, прекратить фактическое уничтожение 80 институтов и предприятий объединения 'РосНИИземпроект', обеспечить надежное финансирование землеустроительных работ. В целях государственного регулирования и управления землеустройством, повышения качества и эффективности землеустроительных мероприятий, все действия, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, должны выполняться специализированными государственными проектными организациями только на основе проектов землеустройства. Для проведения остальных землеустроительных работ заказчики могут привлекать на конкурсной основе других юридических и физических лиц (частные предприятия и землеустроителей), имеющих лицензии на выполнение землеустроительных работ. Только на основе проектной землеустроительной документации, в комплексе увязывающей правовые, экономические, социальные, экологические, организационно-хозяйственные и другие особенности развития землепользования, можно осуществлять земельные преобразования. Проект землеустройства должен стать обязательной основой юридического оформления, перенесения в натуру и осуществления мероприятий, меняющих существующую организацию территории, использование и охрану земли. Отсутствие соответствующих землеустроительных документов должно рассматриваться как нарушение законодательства РФ и повлечь за собой соответствующие меры ответственности. Установленные в порядке землеустройства режимы использования и целевое назначение земель, организация территории, комплекс мер по поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель должны являться обязательными для собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Во всем мире понимают, что землеустройство - это самый главный и единственный механизм формирования и надежной защиты земельной собственности.
Почему начинают с размежевания земель?
За 10 лет земельной реформы произошло перераспределение земельной собственности. Одновременно с этим земельные отношения сильно запутались. Если ранее на территории одного колхоза или совхоза в среднем по России было 8-10 посторонних землепользовании, то теперь их число достигает 150-170, а в ряде пригородных хозяйств - более 2000. В сельском хозяйстве многие землевладельцы и землепользователи не знают даже точного размещения своих границ и площадей, вследствие чего не могут реализовать свои права земельной собственности. Не знают точно своей земельной собственности даже государство и органы местного самоуправления, а это на 01.01.02 г. - 1580,8 млн га или 92,4% территории государства. Поэтому управление землями государство должно начать с инвентаризации и размежевания земель на находящиеся: в федеральной собственности; в собственности субъектов РФ; в муниципальной собственности; в частной собственности. При этом необходимо определить не только площади и местоположение земель, но и установить границы субъектов РФ, муниципальных и иных административно-территориальных образований; территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, особо охраняемых земель и т.п., т.е. размежевать земли. По данным Росземкадастра, на сегодняшний день предварительно земельный фонд России может быть разграничен так: земли федеральной собственности - 595 млн га (35,4%); земли субъектов РФ - 727 млн га (42%); муниципальные земли -257 млн га (15%); земли частной собственности - 129 млн га (7,6 %).
Почему нужно планировать использование земель?
Земельное хозяйство России огромно. Поэтому его развитие должно обязательно планироваться и контролироваться государством. Планирование использования земель во всех развитых зарубежных странах (США и Канаде, государствах ЕС) в последнюю четверть XX века стало основным рычагом государственной земельной политики и регулирования земельных отношений. Оно проводится под девизами 'Первоочередное служение общественным интересам', 'Глобализация и создание устойчивого производства', 'Зеленая революция' на основе государственных и территориальных планов использования земель, зонирования, которые носят обязательный характер и всенародно обсуждаются. При этом затрагиваются незыблемые до этого устои частной собственности на землю и другую недвижимость, а во главу угла ставятся национальные и общественные интересы, происходят процессы 'социализации' землепользования.