Истощительное использование земель привело к снижению урожайности сельскохозяйственных структур. Так, по данным Госкомстата, урожайность зерновых культур в среднем за 1986-1990 гг. составляла 15.9 ц/га, за 1991-1995 гг. - 14.8 ц/га, в 1996 г. - 12.9 ц/га, а в последние годы - менее 11 ц/га. По экспертной оценке только вследствие сокращения объемов внесения минеральных удобрений недополучено сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно более чем на 4 млрд. долларов ежегодно.
Серьезное беспокойство вызывает и экологическое состояние земель. Обследования показали, что около 5 млн. га сельскохозяйственных угодий заражены радионуклидами. Земли, прилегающие ко всем автомагистралям, при отсутствии защитных лесонасаждений интенсивно загрязняются тяжелыми металлами которые по трофической цепи попадают в организм человека, вызывая различные заболевания. Во многих южных регионах страны прогрессирует процесс опустынивания, особенно характерный для Республики Калмыкия. В то же время в ряде областей Поволжья, Западного Урала, Якутии, Ненецком автономном округе и в ряде других регионов представляет серьезную опасность подтопление территорий, которому подвержены более 2000 городов и других поселений, в том числе такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск, Ростов на Дону, Саратов и др.
Все вышеизложенное свидетельствует о критическом состоянии земельного комплекса России и в целом ее экосистемы. Разумеется, указанные проблемы явились не вдруг. Их нельзя рассматривать, как это делают отдельные политики и журналисты, в качестве результата непродуманного разрушения старой административно-командной системы управления и ее замены более либерально рыночной системой общественно-экономического регулирования. Наоборот, необходимость таких преобразований была исторически детерминирована долговременным накоплением социально-экономических, политических, идеологических, природно-экологических противоречий, достигших критической массы и резко обнаживших себя в момент коренного реформирования устоявшегося общественного устройства.
Другое дело, что сама эта реформация носит скорее декларативно-надстроечный, чем структурно-базисный характер, отличается крайней непоследовательностью и непрограммируемостью, что и привело к затягиванию болезненного процесса общественных пертурбаций, в эпицентре которых закономерно оказались земельно-имущественные отношения. Поэтому выработка механизмов и стратегии их регулирования в современных условиях приобретает субстациональное значение для целостного развития нации, обеспечения ее экономической и экологической безопасности.