До введения в действие ЗК РФ на этом праве предоставлялись земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, любым гражданам и юридическим лицам на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа (п. 1 ст. 286 ГК РФ). Кроме того, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имел право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 271, ст. 552 ГК РФ). Лицо, которому земельный участок был предоставлен в постоянное пользование, могло передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование, но только с согласия собственника участка (ст. 270 ГК РФ). Со вступлением в силу ЗК РФ указанные нормы претерпели весьма существенные изменения. После 30.10.2001 в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ). Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (п. 2 ст. 20 ЗК РФ). Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также иным юридическим лицам, кроме указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, после 30.10.2001 земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование также не предоставляются (п. 1 ст. 28 ЗК РФ). При покупке зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам, это право по выбору покупателя должно быть переоформлено на право собственности путем выкупа участка либо на право аренды (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ"; далее - ФЗ от 25.10.01 N 137-ФЗ). В то же время нормы ст. 271 и ст. 552 ГК РФ о переходе права пользования земельным участком при переходе права собственности на здания, сооружения продолжают действовать в отношении как физических, так и юридических лиц (п. 1 ст. 35 ЗК РФ). Указанные новеллы, конечно, прямо противоречат названным выше статьям ГК РФ, в который Государственная Дума "забыла" внести соответствующие поправки. Но, по общему правилу, действуют нормы федерального закона, который был принят позже по срокам - а в данном случае таковым является Земельный кодекс. Логика законодателей, впрочем, вполне понятна: у гражданина не может быть права "бессрочного" пользования, так как срок его земной жизни конечен. А государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть приватизированы и перейти в частную собственность юридических лиц. Юридические же лица тоже "смертны" (ликвидация и банкротство). И все же право постоянного (бессрочного) пользования в настоящее время может быть приобретено и юридическими лицами. Но не в результате предоставления земельного участка на данном праве (это, как уже отмечалось, допускается только для юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), а в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 1 ст. 129 ГК РФ), за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Таковыми являются, например, сельскохозяйственные угодья (ст. 1 ФЗ N 45-ФЗ), а также земли, указанные в ст. 27 ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, предоставленными до 30.10.2001, считается возникшим с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 9 ГК РФ) и сохраняется у граждан без ограничения срока, у юридических лиц - до 01.01.2004. Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ (п.2 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ). И наконец, еще одно новшество: граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут теперь распоряжаться этими земельными участками, в том числе сдавать их в аренду или передавать в безвозмездное срочное пользование, даже и с согласия собственника (п. 4 ст. 20 ЗК РФ).
ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ
Прежде всего отметим, что предусматривается бессрочное сохранение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенного гражданином до 30.10.2001. Напомним, что в то время решениями органов государственной власти и местного самоуправления на праве пожизненного наследуемого владения бесплатно могли предоставляться: - земельные участки, полученные гражданами до 01.01.91 и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства (Указ Президента РФ от 07.03.96 N 337); - земельные участки членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 4 ст. 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан"); - земельные участки при переходе права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в пожизненном наследуемом владении (п. 3 ст. 552 ГК РФ); - земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"); - земельные участки для военнослужащих со сроком службы более 10 лет, но менее 15 лет (п.2 ст.17 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Однако с вступлением в силу ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после 30.10.2001 уже не допускается (п. 1 ст. 21 ЗК РФ), хотя указанное право, как и прежде, переходит по наследству (п. 2 ст. 21 ЗК РФ) и подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 25 ЗК РФ). Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, также не допускается (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Нужно сказать, что такие жесткие запреты по ограничению возможности распоряжения земельными участками, находящимися у граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования либо в пожизненном наследуемом владении, новый Кодекс вполне компенсировал возможностью приватизировать, то есть переоформить в собственность эти участки бесплатно (в том числе превышающие установленные предельные размеры). Правда, с одной оговоркой: это возможно сделать только однократно. Если земельных участков, превышающих установленные предельные размеры, несколько, то возможна бесплатная передача в собственность только одного из них (ст. 20, ст. 21 ЗК РФ). Для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, которые обязаны принять решение о бесплатном предоставлении земельного участка в двухнедельный срок (п. 3 ст. 28 ЗК РФ). Но к заявлению необходимо приложить кадастровый план испрашиваемого земельного участка, а за изготовление этого плана, конечно, придется заплатить, так же как и за последующую государственную регистрацию права собственности на земельный участок. Наконец, последняя особенность нового законодательства по обсуждаемому вопросу: в ст. 45 ЗК РФ установлен перечень оснований для прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками. С учетом всех проанализированных в данной статье норм ЗК РФ эти права прекращаются: - при однократном переоформлении гражданами указанных прав на право собственности на земельный участок (п. 5 ст. 20, п. 3 ст. 21 ЗК РФ); - при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды либо при выкупе земельного участка в собственность (п. 2 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ); - при изъятии земельного участка с согласия пользователя (владельца) для государственных и муниципальных нужд. В этом случае основанием для прекращения прав являются: решение уполномоченных государственных органов об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, зарегистрированное в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 279, 283 ГК РФ); решение органов государственной власти или местного самоуправления о прекращении права с возмещением убытков (п. 1 ст. 57, ст. 62 ЗК РФ) либо решение о предоставлении взамен на тех же условиях равноценного земельного участка (п. 1 ст. 63 ЗК РФ). Изъятие земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия землепользователей (землевладельцев) земельных участков (п. 2 ст. 63 ЗК РФ); - при принудительном изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования либо для государственных или муниципальных нужд. Это возможно только по решению суда и последующему решению органа государственной власти или местного самоуправления об изъятии земельного участка, которое должно быть принято по истечении 10 дней с момента принятия решения суда (п. 2 ст. 45, п. 5 ст. 54 ЗК РФ); - при реквизиции земельного участка на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти и документа о реквизиции (п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 51 ЗК РФ); - при добровольном отказе владельца (пользователя) от своих прав. В этом случае достаточно соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о распоряжении данным участком (п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 53 ЗК РФ);