Е.Д. Шелковникова, О.В. Солнышкова Журнал "Право и политика", N 4, 2001 г.
Реальный успех международного контроля над оборотом оружия всецело зависит от его поддержки мировым сообществом, которая осуществляется с помощью эффективного национального законодательства и в ходе тесных контактов правоохранительных органов различных государств. В последнее время проблемы эффективности регулирования оборота огнестрельного оружия с целью предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности приобретают все большую значимость на международном уровне, с необходимостью ставя перед всеми государствами проблему координации действий в сфере контроля за законным оборотом оружия и в борьбе с его нелегальным оборотом, а также для пресечения преступлений с применением оружия.
В последние годы проблемы укрепления сотрудничества государств в области контроля за оборотом оружия являются объектом пристального внимания международной общественности, поскольку затрагивают интересы всех стран - членов Организации Объединенных Наций. Так, IХ Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 29 апреля - 8 мая 1995 г.) в своей специальной Резолюции 'Регулирование оборота огнестрельного оружия для целей предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности'1 подтвердил, что предупреждение преступности и поддержание общественной безопасности, искоренение преступлений, несчастных случаев и самоубийств с применением огнестрельного оружия является целью, к достижению которой должно стремиться международное сообщество. Международное сообщество, подчеркивается в Резолюции, обеспокоено тем, что 'столь большое число преступлений, несчастных случаев и самоубийств, в которых используется огнестрельное оружие, тесно связано с наличием в обществе больших запасов огнестрельного оружия, регулирование владения которым, хранение которого или обучение обращения с которым должным образом не осуществляется, и, среди прочего, с тем фактом, что даже лица, которые, по всей вероятности, будут использовать это оружие в преступной деятельности, имеют легкий доступ к нему.' На данном конгрессе ООН было также заявлено, что для предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности на национальном и международном уровнях в настоящее время существует настоятельная необходимость в разработке эффективных стратегий для надлежащего регулирования оборота огнестрельного оружия как на национальном, так и на транснациональном уровнях. При этом было признано, что, поскольку объемы и масштабы международных сделок по передаче огнестрельного оружия увеличиваются, а сама незаконная транснациональная торговля оружием становится все более изощренной, ни одно государство не застраховано от последствий слабого законодательного или административного регулирования оборота огнестрельного оружия в других государствах.
В связи с этим Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию было рекомендовано просить Генерального Секретаря ООН установить и поддерживать тесное сотрудничество с государствами-членами и межправительственными и другими организациями, занимающимися вопросами регулирования оборота огнестрельного оружия, в частности посредством регулярного обмена данными и иной информацией, в том числе по следующим темам:
- уголовные дела, несчастные случаи и самоубийства, связанные с применением огнестрельного оружия, включая количество таких дел и число потерпевших, а также степень регулирования оборота огнестрельного оружия правоохранительными органами;
- состояние транснациональной незаконной торговли огнестрельным оружием;
- соответствующие меры в области регулирования оборота огнестрельного оружия на региональном и межрегиональном уровнях.
Всем государствам - членам Организации Объединенный Наций было предложено 'содействовать надлежащему регулированию оборота огнестрельного оружия с помощью как нормативных актов, так и правоохранительной деятельности с целью защиты здоровья и безопасности населения и сокращения насильственной преступности, а также уделять надлежащее внимание проведению компаний по повышению информированности общественности по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия, поскольку обеспечение регулирования оборота огнестрельного оружия в значительной степени зависит от доверия населения, от понимания и поддержки со стороны широкой общественности.'
Во исполнение принятых резолюций и решений под эгидой Организации Объединенных Наций осуществлен крупномасштабный международный исследовательский проект 'Регулирование оборота огнестрельного оружия'. Итогом его реализации явилось принятие Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию проекта соответствующей резолюции Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС), содержащей ряд важных рекомендаций государствам-членам в области контроля за оборотом оружия.
В настоящее время под эгидой ООН планируется осуществление ряда практических мер с целью координации усилий государств, направленных на борьбу с незаконным распространением оружия. Так, в Венском центре ООН группой экспертов разрабатывается международная классификация видов оружия и составляется справочное пособие по этим вопросам.
Анализ данных, полученных экспертной группой от 50 стран по проблемам обращения и применения огнестрельного оружия гражданами при Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, и соответствующие рекомендации государствам-членам изложены в отчете Генерального Секретаря ООН на VI сессии Комиссии (Вена, 28 апреля - 9 мая 1997 г.)2.
На основании проведенного экспертного опроса и анализа полученных этой Комиссией данных странам - участникам Организации Объединенных Наций были предложены конкретные рекомендации по регулированию оборота оружия:
Нормативно урегулировать подходы, относящиеся к безопасному применению и хранению огнестрельного оружия. Иметь систему лицензирования огнестрельного оружия, предупреждающую хранение или ношение оружия лицами, склонными к неправильному обращению с ним.
Создать систему регистрации огнестрельного оружия, включающую требования к соответствующей маркировке при его производстве и импорте в целях содействия уголовным расследованиям, исключения хищений и обеспечения отчетности владельцев.
Экспертная группа также рекомендовала:
- подготавливать и рассматривать декларации принципов гражданского регулирования оборота огнестрельного оружия; - разрабатывать программы постоянного обучения должностных лиц с административными функциями и обучение населения с целью обеспечения более глубокого понимания связей между огнестрельным оружием, принадлежащим гражданам, и недопустимым уровнем насилия в городах, районах и семьях, также содействие разработке аналогичных программ в государствах; - выделить в качестве первоочередной задачи налаживание технического сотрудничества в постконфликтных регионах, строящих мирную жизнь, для разработки или усиления нормы права, регулирующей обращение гражданского населения с огнестрельным оружием; - проводить заседания с участием соответствующих международных организаций в целях координации усилий, способствующих более полному пониманию проблем, связанных с использованием огнестрельного оружия.
В докладе Генерального директора на VII сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН 'Реформа системы уголовного правосудия и укрепление правовых институтов: меры по регулированию оборота огнестрельного оружия'3 были обобщены итоги четырех международных региональных семинаров по вопросу регулирования оборота огнестрельного оружия, проведенных в Африке, Америке, Азии и Европе во исполнение резолюций 1996/28 и 1997/28 Экономического и Социального Совета ООН в период с сентября 1997 г. по январь 1998 г. Как отмечено в докладе, при выработке участниками семинаров общего понимания вопросов, касающихся специфики национальных законодательств в области регулирования оборота огнестрельного оружия, прежде всего, необходимо принимать во внимание проводимую национальную политику, в основу которой закладываются исторические и культурные особенности каждой страны.
Участники международных региональных семинаров считают, что к целям владения огнестрельным оружием должны быть отнесены следующие основания:
Занятие спортом
Государствам - членам ООН было рекомендовано ввести ограничения на типы и виды огнестрельного оружия, используемые для занятия спортом, при этом спортивное огнестрельное оружие должно храниться при спортивных клубах в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и использоваться исключительно в спортивных целях.
Любительская и профессиональная охота
На семинаре отдельно обсуждался вопрос о необходимости введения ограничений на использование охотничьего огнестрельного оружия для охраны животного мира.
Защита собственности и обеспечение личной безопасности
Участники семинара высказали мнение, что граждане должны иметь право на владение огнестрельным оружием только в том случае, если государство не может их защитить. В связи с этим государствам - членам ООН были рекомендованы следующие инициативы: лица, желающие получить разрешение на использование огнестрельного оружия для личной защиты, должны привести реальные и серьезные причины, оправдывающие использование огнестрельного оружия; гражданские лица могут иметь право на ношение огнестрельного оружия в границах собственных частных владений и ограничиваться в таких правах в общественных местах; в целях защиты жизни и собственности рекомендовано разрешать применять только гладкоствольное огнестрельное оружие.
На семинаре рассматривался также вопрос о возможности коллективного владения огнестрельным оружием для целей личной безопасности.
Полагаем, что заслуживает особого внимания и изучения деятельность группы экспертов Организации Американских Государств (ОАГ) в рамках Межамериканской комиссии по борьбе со злоупотреблениями наркотиков, которая с 1996 г. занимается проблемами борьбы с незаконной транснациональной перевозкой огнестрельного оружия и выработкой международных механизмов по предупреждению и пресечению данного явления.