Если попытаться беспристрастно ознакомиться с сегодняшним положением дел в лесном хозяйстве и нормативно-правовой базой этой отрасли, то положительный ответ на риторический вопрос, вынесенный в название статьи, очевиден.
К сожалению, серия статей ведущих учёных, производственников и руководителей лесной отрасли, опубликованных в последние месяцы в "Лесной газете", не только не проясняет причины и пути выхода из сложной и неопределённой ситуации, но ещё больше её запутывает.
Время, прошедшее после принятия в январе 1997 г. Лесного кодекса РФ показало, что этот документ не оказал позитивного влияния на упорядочение лесных отношений по устойчивому управлению российскими лесами. И другой судьбы этого Закона трудно было ожидать, так как руководители субъектов России на заседании Совета Федерации так и не одобрили этот законопроект.
Главным изъяном Лесного кодекса РФ является то, что он оказался оторванным от земельного законодательства, которое, являясь базовым, создаёт правовой режим использования и охраны не только земель сельскохозяйственного назначения (как иногда ошибочно трактуется). Оно создаёт правовой режим для всех категорий земель, в том числе - земель водного и лесного фондов.
Верховенство и приоритетность земельного законодательства при решении вопросов изъятия и предоставления (передачи) земель лесного фонда должно соблюдаться во всех случаях. Не случайно в ст. 9 Конституции РФ земля, являющаяся основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, выделена и поставлена впереди всех других природных ресурсов.
Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с осуществлением права собственности на землю, определяет порядок использования и охраны земель, т.е. регулирует земельные отношения. Предмет лесного законодательства - лесные отношения, т.е. отношения по поводу использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Существенным недостатком Лесного кодекса РФ является отсутствие чётких определений применяемых в нём основных терминов. Это приводит к трудностям их использования, возникновению споров и коллизий.
Следует иметь в виду, что земельное законодательство обладает статусом верховенства и приоритетности в вопросах правового режима использования и охраны земель лесного фонда.
В отличие от Лесного кодекса, Земельный кодекс определяет, что землями лесного фонда считаются земли покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Участки лесного фонда сельскохозяйственных коллективных хозяйств предназначены для удовлетворения потребностей этих хозяйств и нужд их работников в древесине и других лесных ресурсах, т.е. нужд сельского хозяйства. Поэтому такие земли по определению относятся к "землям сельскохозяйственного назначения". Эта категория земель должна учитываться отдельно от земель лесного фонда и в Лесном кодексе РФ должна быть отнесена к лесам, не входящим в лесной фонд.
К участкам лесного фонда сельхозорганизаций и правам пользования ими применяются положения гражданского или земельного законодательства РФ, если положения Лесного кодекса чётко не устанавливают, например, порядок передачи лесных земель сельхозорганизаций другим землепользователям.
Кроме того, если положения Лесного кодекса РФ не соответствуют или даже противоречат требованиям гражданского или земельного законодательства, то должны применяться эти законодательные акты, обладающие более высоким статусом.
Об этом чётко сказано в самом Лесном кодексе РФ (ст. 9). Однако в практической деятельности многие органы, в т.ч. учреждения Минсельхоза РФ, зачастую неправильно расставляют приоритеты при защите своих интересов в государственных и муниципальных органах.
В понятие единого земельного фонда входит вся земля, включая участки, покрытые водой и лесом, поэтому все законодательные акты по этим категориям земель должны соответствовать действующим статьям Земельного кодекса РФ 1991, 1993 гг.**
Указом Президента РФ от 24.12.93. N2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" из текста Земельного кодекса РСФСР слова "пожизненное наследуемое владение" исключены даже при земельных отношениях с гражданами.
В короткий период 1993-1997 гг., когда действовали Основы лесного законодательства РФ, в них применялось такое понятие как "владение лесным фондом", но до сих пор многие специалисты лесного хозяйства и даже многоопытные юристы ошибочно истолковывают этот термин, считая его титулом правомочия собственника. Однако малоизвестно, что этот термин был употреблён законодателем в совершенно другом смысле, т.е. как синоним термина "ведение" или "управление", не имеющего "собственнического интереса". Это означает, что государство как было, так и осталось полновластным собственником земель лесною фонда, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, у которых они находились и сейчас находятся в бессрочном (постоянном) пользовании.
Поскольку леса в Российской Федерации - исключительная собственность государства, управление лесами носит государственный характер.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ весь лесной фонд находится в федеральной собственности, однако по федеральному закону допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Таких законов пока нет, так как субъекты РФ в этом случае должны полностью нести бремя всех затрат, а не только на воспроизводство лесов, как это предусматривается в условиях федеральной собственности.
Некоторые субъекты РФ предпринимают попытки взять себе все полномочия федерального собственника, в т.ч. по распоряжению лесным фондом. Однако бремя затрат как на охрану лесов, так и на ведение хозяйства в них, стараются оставить за федеральными органами.
В истории лесных отношений советского государства был период, когда действовало законодательство о лесах местного значения, которые находились в собственности местных органов власти и служили объектами удовлетворения потребностей местного сельского населения в древесине и других лесных ресурсах. Однако в дальнейшем они были переданы сельскохозяйственным организациям Минсельхоза России в оперативное управление.
Этот юридический факт закреплён правовыми актами Правительства России и органами местного самоуправления, на основании которых сельхозорганизациям выданы государственные акты (свидетельства), в т. ч. на право постоянного пользования землями лесного фонда. Повсеместно всем сельхозорганизациям страны госакты (свидетельства) были оформлены в 1992-1993 гг. С того времени никакие изменения в них не вносились. Поэтому и после принятия в 1997 г. Лесного кодекса РФ юридический статус участков лесного фонда сельскохозяйственных организаций остался прежним - в виде "постоянного пользования", только теперь этот характер прав на лесные земли изменился с возмездного на безвозмездный, т.е. бесплатный. Гражданским кодексом РФ (ст. 689, ст. 607 п. 2) предусмотрено, что безвозмездное пользование может быть оформлено не только на определённый срок (до 49 лет, как предусмотрено ст. 36 Лесного кодекса РФ), но оно может быть и бессрочным.
В ст. 130 Лесного кодекса РФ, которая раскрывает особенности использования лесов сельхозорганизаций, не говорится о предоставлении им участков лесного фонда только во временное пользование и только по договору, как многие ошибочно считают.
В первом абзаце этой статьи говорится, что "участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование". Статус вновь введенного понятия "безвозмездное пользование" в этом случае экономически и юридически выше бывшего статуса "владельца лесов", т.е. субъекта только ведущего в нём лесное хозяйство и осуществляющего в нём лесопользование, но за определённую плату.
Нелишним будет напомнить, что статус постоянного (бессрочного) и одновременно безвозмездного пользования лесами для сельхозорганизаций не является новшеством.
В неотмененном Положении о колхозных лесах, утверждённом ещё в 1968 г., сказано, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов и они, а также организации по ведению лесного хозяйства, пользуются древесиной и второстепенными лесными материалами для удовлетворения потребностей общественного хозяйства бесплатно. Т. е. фактически в 1997 г. Лесной кодекс РФ возвратил бесплатность лесопользования не только колхозам, но предоставил такое право другим сельскохозяйственным организациям.
При этом следует учитывать, что Лесной кодекс и другие правовые акты не предусматривают проведение каких-либо действий по изъятию и предоставлению участков лесного фонда сельхозорганизаций другим юридическим лицам, в том числе лесхозам бывшей Федеральной службы лесного хозяйства. Однако в ряде областей эти незаконные действия проводятся (Челябинская, Новгородская), или их пытаются проводить (Тверская) местные администрации без согласия Минсельхоза России. Игнорируется не только требование Лесного кодекса РФ о федеральной собственности на все леса, в т.ч. сельскохозяйственных организаций, но и Положение о лесах сельскохозяйственных организаций, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.12.97 N1601. Там чётко сказано, что передача участков лесного фонда в безвозмездное пользование не затрагивает прав сельскохозяйственных организаций на землю, занятую этими лесами, т.е. право бессрочного (постоянного) пользования ей за ними сохраняется.
В тех случаях, когда имеющихся земель лесного фонда недостаточно для удовлетворения собственных потребностей в лесных ресурсах, сельхозорганизации, в соответствии с Положением от 18.02.98, вправе получить дополнительные участки лесного фонда в безвозмездное пользование по договору с органами управления лесным хозяйством на срок до 49 лет в лесах МПР России или на землях других сельскохозяйственных организаций, где имеется такая возможность. Важным моментом является то, что Положение об использовании, охране, защите лесного фонда, воспроизводстве лесов от 19.12.97 распространяется только на леса тех сельскохозяйственных организаций, которым леса ещё не переданы в безвозмездное пользование, т.е. действует только на период времени, когда осуществляется передача лесов в безвозмездное пользование. Поэтому в этот период выдача лесорубочных билетов может осуществляться только в соответствии с п.п. 5 и 6 этого Положения, т.е. лесхозом или лесничеством федерального органа управления лесным хозяйством, к числу которых относятся сельские лесхозы Минсельхоза РФ.