А. В. Малько Журнал "Право и политика", N 6, 2001 г.
В период трансформирования 'реформ', восстановления вертикали исполнительной власти и полноценных функций государства, а также интеграции России с Республикой Беларусь конституционно-правовая политика по степени своей злободневности все больше выдвигается на первый план. У конституционно-правовой политики особый статус, весьма важная роль в жизни общества. Ценность ее ныне резко возрастает еще и потому, что назревает необходимость конституционно-правовой модернизации России, требуются существенные изменения в содержании и основных направлениях данного вида политики.
К сожалению, категория конституционно-правовой политики в конституционном праве России практически не исследована, не изучена ее природа, не определены соотношения с иными значимыми категориями и понятиями названной науки.
Что же такое конституционно-правовая политика?
На мой взгляд, конституционно-правовая политика - есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны.
Конституционно-правовая политика во многом состоит в выработке и осуществлении юридических идей стратегического плана, в принятии, совершенствовании и реализации Конституции и конституционного законодательства. Конституционно-правовая политика представляет собой систему приоритетов в конституционно-правовой сфере, основывается на общепризнанных нормах международного права. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и оптимизацию ее конституционно-правового регулирования. Она необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы общества, ибо стержнем этой системы выступает именно Конституция.
Конституционно-правовая политика призвана организовать процесс конституционного строительства России, так как он не может протекать в стихийном ключе, и для конституционно-правовой сферы также нужны стратегия, логика и система действий.
Отсутствие четкой конституционно-правовой политики приводит к негативным результатам. Конституционные институты и нормы принимаются в этом случае без определенной системы, в 'безгарантийно-маниловском' режиме, в расчете на идеальные ситуации. В литературе верно оценивается в этой связи проблема конституционной ответственности. По справедливому мнению Т.М. Пряхиной, 'действующий Федеральный конституционный закон 'О Конституционном Суде Российской Федерации' рассчитан на высочайшую правовую культуру, он ориентирован на нехарактерную для нашего государства сознательность субъектов правоотношений, которые добровольно, ни минуты не колеблясь, станут исполнять вердикт Высшего Суда. Подобные воззрения, по крайней мере, наивны и далеки от реальности. Указание на то, что неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом, носит общий, отсылочный характер. До тех пор, пока неблагоприятные последствия нарушения конституционных норм не будут четко прописаны в законе, Конституция будет беззащитна перед покушениями на нее'1.
Конституционно-правовая политика 'выходит' и на проблему становления и упорядочения органов конституционного контроля. К сожалению, в нынешних условиях эти органы пока не составляют единой упорядоченной совокупности. Так, конституционные (и уставной в Свердловской области) суды субъектов РФ не встроены пока в единую систему правосудия России2.
Данный вид политики связан с предупреждением пробелов в конституционном законодательстве, со своевременным устранением и восполнением появляющихся юридических прорех и пустот. Так, по мнению председателя Центральной избирательной комиссии РФ А.А. Вешнякова, 'сегодня стало тенденцией, когда выборное должностное лицо прикидывает ситуацию и считает, что ему сейчас лучше уйти досрочно в отставку, организовать досрочные выборы и на них победить, потому что у него есть для этого больший потенциал и возможности, в то время как конкуренты к этому не готовы. Такую лазейку мы хотим закрыть, внеся поправку в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан'3.
Специфика конституционно-правовой политики заключается в том, что это такой вид правовой политики, который ближе всех 'располагается' к политике вообще. Ведь конституция представляет собой важнейший политико-юридический документ, в котором политика и право должны быть представлены в органически целостном виде, 'сбалансированы во внутренне согласованное единство'4.
Политическая направленность Конституции - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особое социальное значение в обществе. Поэтому Конституция создается государством для достижения преимущественно определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого качествами5.
О приоритете конституционно-правовой политики говорит и тот факт, что именно в рамках ее устанавливается нормативная модель идеального образа действительности и ориентируется деятельность социальных субъектов на ее достижение. В этой связи правильно отмечает В.О. Лучин, что 'программно-целевые положения Конституции (конституционные провозглашения) дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений'6. Конституционно-правовая политика должна вырабатывать юридические алгоритмы решения конституционных проблем, коллизий, кризисов, призвана упреждать подобные отрицательные ситуации, предлагать механизмы, 'работающие' на опережение, связанные с четким юридическим планированием.
Сущность конституционно-правовой политики состоит в юридическом закреплении и охране конституционного строя на базе реализации действующего законодательства, использования политической власти, предоставления основных организационно-юридических условий осуществления прав и свобод личности, поддержания баланса между областью государственно-политических отношений и сферой гражданского общества. Принципы конституционно-правовой политики сопряжены с основополагающими идеями Конституции. Они могут и не содержаться в самом ее тексте, но быть неотъемлемым компонентом духа конституционализма, отражать специфику проводимой в государстве правовой политики вообще7, выступать ее квинтэссенцией.
Данный достаточно высокий статус конституционно-правовой политики необходимо учитывать в процессе интеграции России и Беларуси.
Конституционно-правовая политика в сфере интеграции России и Беларуси должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться приоритетными формами ее реализации: доктринального и правотворческого.
Доктринальное направление преимущественно воплощается в концепциях и проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Конституционная доктрина - важнейшая составная часть конституционно-правовой политики, так как именно учеными разрабатывается идеология конституционного права, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые подотрасли, институты, нормы, юридические конструкции и инструменты. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели конституционно-правового регулирования, совершенствования конституционного законодательства, оптимизации методологии толкования конституционных норм, а также правореализационного процесса.
К сожалению, современная конституционная доктрина развивается весьма противоречиво. С одной стороны, определенный прорыв наметился в деятельности Конституционного Суда РФ, который в своих документах и особых мнениях судей пытается придать некоторое движение науке конституционного права.
С другой стороны, ученые-конституционалисты оказались не готовы к тем интеграционным изменениям, которые происходят в российском и белорусском обществах. Наука существенно отстает от потребностей конституционно-правовой политики и юридических реалий, которые 'идут' во многом на ощупь, двигаются методом 'проб и ошибок'. Отсюда подчас и механические заимствования тех или иных юридических институтов, конструкций и средств из иностранного конституционного законодательства, что делается во многом не от 'хорошей доктрины'. Отсюда и шараханье из стороны в сторону властных структур, которые не имеют в своей основе надежных конституционно-правовых ориентиров, прогрессивной юридической идеологии, базирующейся на общецивилизационных ценностях и особенностях российской и белорусской правовой жизни.
Для более эффективной конституционно-правовой политики в сфере создания союзного государства необходима концепция такой политики, которая в основном может базироваться на Договоре от 8 декабря 1999 г. 'О создании союзного государства'8 и Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений договора о создании союзного государства9.
Концепция конституционно-правовой политики в сфере интеграции России и Беларуси (как впрочем, и всякая иная концепция) должна содержать общеполитические установки, а не перечень узкопрактических рекомендаций.
В концепции обозначаются ориентиры формируемой единой правовой системы союзного государства. Но важно думать не только о правовой системе, но и о юридических реалиях, существующих в наших странах. Нужно учитывать уровень и качество конституционно-правовой жизни (причем как официальной, так и неофициальной).
Четко выстроенная и глубоко продуманная концепция конституционно-правовой политики позволит ответить на следующие сложнейшие вопросы:
- как оптимально организовать разделение властей в рамках союзного государства?
- какова должна быть форма правления союзного государства?
- каково должно быть государственное устройство союзного государства?