К избранному кандидату может быть применена конституционно-правовая санкция в виде отмены решения избирательной комиссии о признании избранным кандидата.
Согласно п.6 ст. 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов не представит в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. При этом законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторный выбор.
3. Расформирование избирательной комиссии как мера конституционно-правовой ответственности
Мера государственно-принудительного правового воздействия в виде расформирования избирательной комиссии по своей юридической природе относится к мерам конституционно-правовой ответственности, а основания и порядок ее применения регламентируются в ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.
Законом предусмотрено два вида фактических оснований расформирования избирательной комиссии:
а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов;
б) неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятых по результатам рассмотрения жалоб.
При разрешении вопроса о расформировании избирательной комиссии следует учитывать, что признание недействительными итогов голосования либо результатов выборов должно быть осуществлено в порядке, установленном федеральными законами (в том числе и на основании судебного решения) и законами субъектов Российской Федерации.
Дела о расформировании избирательных комиссий рассматриваются судами в соответствии с правилами подсудности, установленными п. 2 ст. 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Согласно этой норме:
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
федеральный суд общей юрисдикции субъекта Российской Федерации (республиканский, краевой, областной, окружной) рассматривает дела о расформировании избирательной комиссии субъекта Федерации;
районные суды рассматривают дела о расформировании территориальных, участковых избирательных комиссий.
Суды рассматривают дела о расформировании избирательных комиссий не по собственной инициативе, а только по заявлениям перечисленных в законе органов и лиц.
С заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
С аналогичным заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа данного субъекта Российской Федерации. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может обратиться и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Правом обращения в суд с заявлением о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии наделены соответственно либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Закон не исключает правовой возможности одновременного обращения с заявлением в суд о расформировании определенной избирательной комиссии нескольких субъектов, имеющих такое право. В этом случае суд рассматривает эти заявления одновременно в рамках одного дела.
Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.
Заявление о расформировании комиссии принимается судом к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально по процессуальным правилам, установленным Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР.
В случае принятия судом решения о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации указанная комиссия формируется в соответствии правилами, установленными в ст. 21 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
При принятии судом решения о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в период избирательной кампании Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует временную избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в новом составе. По окончании периода избирательной кампании избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется органами государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением соответствующих общих правил, предусмотренных Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (ст.ст. 22, 23).
Аналогичный порядок формирования новых избирательных комиссий после судебного расформирования прежних комиссий установлен и для других видов избирательных комиссий.
Так, в случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии муниципального образования (территориальной, участковой избирательной комиссии) в период избирательной кампании временную комиссию в новом составе формирует вышестоящая избирательная комиссия, а если она отсутствует - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии.
Вне периода избирательной кампании новая избирательная комиссия должна быть сформирована соответствующими органами не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии.
Расформирование избирательной комиссии влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. При этом полномочия членов расформированной комиссии с правом совещательного голоса не прекращаются. Последние могут принимать участие в работе соответствующих временных комиссий, а также комиссий, сформированных в новом составе.
* * *
Примечания
1 См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристъ, 2001. С.387. 2 См.: Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 21. 3 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. С.29-32. 4 Колюшин Е.И. Право и финансирование выборов. М., 1998. С. 128. 5 Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 46-50. 6 См.: Избирательные права и право на участие в референдуме избирателей Калининградской области в решениях (определениях) судов. 2000-2001 гг. Калининград, 2002. С.92-96. 7 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. ? 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. ?6. Ст.626.