Перед началом Первой Мировой войны в 1913 г. Российская империя имела 17% мировой территории, на которой проживало около 10% населения мира и производилось 9,4% мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Но к началу XXI в. территория страны сократилась на 40%, население - до 2,5%. Сейчас Россия производит чуть больше 1% ВВП по паритетам покупательной способности валют.
Обладая колоссальными земельными ресурсами, имея, по-прежнему, земли больше, чем любая другая страна Европы, Азии и Америки, наша страна не осознает и не использует своего геополитического преимущества, земельно-хозяйственного потенциала, стоит на пути земельных междоусобиц, на экономическом распутье, не имеет четко ориентированной земельной политики и не обозначила контуров будущего земельного строя.
Поэтому 'земельный вопрос' остается первым в политике, экономике, экологии и социальной сфере России. Чтобы решить земельный вопрос, нужно понять: 1. Какое земельное богатство имеет Россия? 2. Как это богатство использовалось за последние 10 лет? 3. Сможет ли Россия в XXI веке сохранить свою огромную территорию и наладить управление земельными ресурсами? 4. Как сделать российский земельно-ресурсный потенциал основным звеном подъема экономики страны? 5. Сможет ли Россия стать частью мировой 'продовольственной корзины' и поднять за счет своей земли собственное и мировое сельское хозяйство? В этом будут заключаться перспективы развития нашего общества.
Какое земельное богатство имеет Россия?
Территория России состоит из 1709,8 млн га земли и 420 млн га континентального шельфа. Наша страна и сейчас обладает огромным земельным пространством. Россия занимает 12,9% суши земного шара, удельный вес пашни России составляет 9,5% от всех распаханных земель в мире, площадь под лесами равна почти 21% от мировых лесопокрытых территорий. Наша страна располагает 55% самых плодородных черноземных почв мира, имеет 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород. Россия производит более 25% мирового объема газообразного топлива, 9,2% жидкого топлива, 7% твердого топлива, а общий выход всех видов топлива в условных единицах ООН (пентад-жоулях) составил в 1997 г. 42 591 или 12,9% всего мирового производства. Кроме того, наша страна имеет большие запасы бокситов, руды и других полезных ископаемых. По биоклиматическому потенциалу с учетом обеспечения нормальных условий жизни населения Россия располагает емкостью территориального пространства, пригодному для существования 1,0-1,3 млрд человек. Воронежские черноземы приняты в качестве мирового эталона плодородия почв, а российские земли, леса, недра и воды - это мощнейший мировой природно-ресурсный потенциал. Только на территории нашей страны еще остались некоторые пространства, никогда не подвергавшиеся природным катаклизмам (землетрясениям, ураганам, засухам, затоплениям), и экологически чистые земли. В связи с этим источники развития и процветания нашего государства в XXI в. Россия должна искать, прежде всего, в сфере землепользования. По расчетам отечественных и зарубежных ученых, общая величина национального богатства России, получаемого от всех видов ресурсов: труда, капитала, ренты, составляет 320-350 трлн долл. Львиная доля в национальном богатстве страны приходится на природно-ресурсный потенциал (землю, недра и т.п.), что составляет не менее 80-85% или в денежном выражении -256-298 трлн долл. Если сопоставить, пусть даже ориентировочно, рассчитанную величину национального богатства с численностью населения нашей страны, то Россия займет первую строку в рейтинге самых богатых стран мира. По этому показателю мы богаче США в 2 раза, Германии - в 6 раз, Японии - в 22 раза. Таким образом, российская земля - это главное достояние нашего народа, важнейший геополитический и экономический фактор развития общественного производства. В настоящее время в мире в целом складывается очень тяжелая ситуация с продовольственными и сырьевыми ресурсами, а также с землей как фактором жизненного пространства. Стоимость сельскохозяйственных земель практически во всех странах мира имеет четкую тенденцию повышения. Это обусловлено тем, что роль земли как основного источника продовольствия неуклонно повышается в связи с ее ограниченностью и ростом населения планеты. Известно, что ежегодный прирост численности населения земного шара составляет 80-90 млн человек, а потери продуктивной пашни за счет строительства, отводов для несельскохозяйственных целей, деградации равняются - 5-7 млн га в год. Поэтому дефицит продовольствия в мире ежегодно растет и через 10 лет мировая продовольственная проблема может обостриться до кризиса. Чтобы этого не допустить, по расчетам ученых, в 2010 г. производство продовольствия в мире должно быть удвоено. Страны, экспортирующие его, будут иметь экономические преимущества и решать ключевые вопросы мировой экономики и политики. Та же проблема стоит и с запасами топливно-энергетического сырья. Кроме того, повышается роль земли не только как источника продовольствия, но и как необходимого жизненного пространства и среды обитания людей. Рост численности населения приводит к увеличению его плотности, постоянному росту антропогенной нагрузки на природные ресурсы, нарушению экологического равновесия в природе. Именно по этим причинам потенциальный излишек земель России и наши огромные земельные пространства с колоссальными запасами сырьевых ресурсов находятся под пристальным вниманием населения пограничных стран, зарубежных инвесторов и политиков. За последние годы периферийные пограничные территории Российского государства оголяются. Это связано с ухудшением экономического состояния удаленных регионов и демографическими причинами (оттоком населения, высокой смертностью и т.п.). Например, плотность населения в северных и приравненных к ним территориях, а это 70% общей площади России, составляет в среднем один человек на квадратный километр. На остальных территориях - в 26 раз выше. За последние 50 лет сельское население страны сократилось на 45%, а оно определяет во многом обжитость большинства районов России. По этой причине земля не только перестает обрабатываться, но и продолжает опустошаться, притягивая, как магнит, теневой капитал. Достаточно сказать, что по сравнению с 1991 г. численность работающих в сельском хозяйстве людей сократилась на 3 млн человек, в том числе механизаторов - на одну треть, животноводов - в 2 раза. Количество специалистов уменьшилось на 340 тыс. человек (более чем на 30%). Существенно снизились инвестиции в сферу села. В результате по сравнению с 1990 г. за 10 лет сократились объемы ввода жилья в 2,3 раза, школ - в 4, детских дошкольных учреждений - в 42, здравоохранения - в 5, клубов - в 10, дорог - в 18, коммунальных и инженерных сетей в зависимости от вида - от 18 до 12 раз. Как исключение за это время увеличились темпы строительства только индивидуального жилья и газификация села. Уровень денежных расходов на культурно-бытовые цели сельской семьи в 2,3-2,5 раза в среднем ниже, чем городской семьи. А реальные доходы населения периферийных территорий упали до критической черты, что заставляет людей переезжать в более благополучные места. Из 153 тыс. сельских населенных пунктов 88% за последние 10 лет перестали развиваться и начали деградировать. А 47 тыс. сельских школ практически потеряли кадровую и материально-техническую базу. В ряде школ приграничных территорий даже не ведутся занятия, не хватает учителей, имеют место сбои в подаче тепла, газа и света. Наиболее высокое сокращение темпов обустройства территории происходит в удаленных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в приграничных районах Северного Кавказа и Средней Азии.
С чего надо начинать?
Для защиты своей территории государство должно незамедлительно: 1) сформулировать и осуществить четкую земельную и переселенческую политику; 2) построить и наладить систему государственного управления земельными ресурсами; 3) сделать земельно-ресурсный потенциал основным звеном подъема экономики страны. В земельной политике надо изменить идеологию, ориентируясь на следующие приоритеты: 1. Землю надо рассматривать в единстве ее основных свойств (как ничем не заменимый природный ресурс; как важнейший геополитический плацдарм; как главное средство производства; как основную кладовую недр и пространственно-операционный базис; как объект недвижимого имущества). Нельзя абсолютизировать товарные (имущественные) свойства земли и ориентировать на них экономику. Также как и нельзя отказываться от учета этих свойств. 2. Необходимо разумно сочетать государственные и рыночные механизмы регулирования земельных отношений, делая главную ставку на создание системы государственного управления земельными ресурсами и второстепенную - на строго контролируемый и регулируемый земельный оборот. 3. При установлении направлений развития землепользования и землеустройства не следует насаждать строго определенные формы собственности и хозяйствования на земле. Они должны, исходя из объективных экономических законов, сами доказать право на существование. При этом не надо забывать исторически оправдавших себя преимуществ крупного производства перед мелкими и крупных форм землепользования перед парцеллярным. 4. Для старта в восстановлении экономики и обеспечении ее эффективного функционирования в дальнейшем нужно вовлечь в нее земельно-ресурсный потенциал, но, не проедая или продавая его, а делая двигателем развития производительных сил и производственных отношений, организуя его рациональное использование и охрану. 5. Земельную политику надо строить, исходя из обоснованного сочетания государственных (общественных), коллективных и личных интересов в использовании земли, ориентируясь на глобальные процессы, происходящие в природопользовании и мировом сообществе, направленные на поддержку их устойчивого развития и экологическую защиту.