В.В. Игнатенко Академический юридический журнал, N 3, 2002 г.
1. Общие условия конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах
Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и применяется в случаях, предусмотренных нормами конституционного права.
Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий1.
Как справедливо отмечается в литературе, этот вид юридической ответственности пока законодательством прямо не признан в отличие, скажем, от уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной и материальной ответственности2.
Однако конституционно-правовая ответственность давно получила научное признание и является правовой реалией. Научные исследования, проводимые на протяжении уже значительного времени, указывают на несомненную необходимость легального признания этого вида юридической ответственности в качестве самостоятельного. Кроме того, действующее законодательство уже в настоящее время содержит ряд норм, которые фактически устанавливают отдельные основания конституционно-правовой ответственности, называют специфичные для этого вида ответственности санкции.
Конституционно-правовая ответственность выступает в качестве правового средства обеспечения правопорядка в сфере конституционно-правовых отношений. В рамках отдельных групп указанных отношений, составляющих предмет конституционного (государственного) права, конституционно-правовая ответственность проявляет некоторые особенности, находящие свое выражение в круге оснований наступления ответственности, круге субъектов ответственности, особенностях применяемых к ним санкций и др.
Конституционно-правовая ответственность имеет своим фактическим основанием совершение правонарушения в сфере конституционно-правовых отношений и выражается в применении к правонарушителю в установленной процессуальной форме уполномоченным субъектом определенных правовых мер государственного принуждения.
Конституционно-правовая ответственность носит публично-правовой характер. Публично-правовые нормы призваны обеспечить гармонию и согласие в обществе, баланс интересов личности, коллективов, общностей и общества в целом, стабильность государства и его институтов, устойчивость основ экономического и социального развития3.
Правовое регулирование публично-правовых отношений исходит из обеспечения интересов личности через обеспечение интересов общества в целом или отдельных социальных групп, общностей. Так, основные правоотношения в сфере выборов - это публично-правовые отношения между народом (населением - на местных выборах) и соискателями депутатских мандатов и выборных должностей. Все остальные правоотношения производны от них и им подчинены. Гражданско-правовая ответственность возможна в сфере выборов, но она не может заменить публично-правовую ответственность4.
Публичный характер конституционно-правовой ответственности выражается в использовании властеотношений с их реализацией по принципу "команда - исполнение". Субъекты указанных отношений строго связаны в своей деятельности рамками своей компетенции, которая формулируется путем четкого определения перечня полномочий, носящего закрытый характер. Такой подход определяется властным характером полномочий субъектов публичного права и необходимостью использования этих полномочий для достижения общезначимых целей. Для публично-правовой сферы характерно использование позитивного обязывания, запрещения, убеждения и принуждения в качестве преимущественных способов воздействия на поведение субъектов5.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах зачастую называется исследователями ответственностью по избирательному праву. Ответственность по избирательному праву является разновидностью конституционно-правовой ответственности и представляет собой проявление данного вида ответственности в рамках отношений, составляющих предмет регулирования избирательного права как важнейшей подотрасли конституционного (государственного) права. В этой связи термины "государственно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах" и "ответственность по избирательному праву" употребляются нами как синонимы.
Нормативные основания конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах содержатся в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12 июня 2002 г. ? 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральном законе от 24 июня 1999 г. ?121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. ?228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", а также в законах субъектов Российской Федерации.
Действующим законодательством о выборах закреплены следующие меры конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса за совершение избирательных правонарушений:
предупреждение;
отказ в регистрации инициативной группы;
отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);
признание результатов выборов недействительными;
отмена решения о признании кандидата избранным;
расформирование избирательной комиссии.
Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном и судебном порядке.
Субъекты конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах могут быть разделены на индивидуальные и коллективные. Индивидуальными субъектами ответственности являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты в депутаты, на должность главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации и муниципального образования. К коллективным субъектам ответственности относятся избирательные объединения, избирательные блоки, а также избирательные комиссии. Ответственность иных участников избирательного процесса носит не конституционно-правовой, а административно-правовой и иной характер.
Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах является совершение избирательного правонарушения, под которым понимается виновное деяние (действие или бездействие) лица, нарушающего нормы законодательства о выборах.
2. Конституционно-правовая ответственность кандидатов, избирательных объединений и блоков за нарушение законодательства о выборах
За совершение избирательных правонарушений к гражданам (кандидатам, определенным группам избирателей), избирательным объединениям и блокам применяются следующие меры конституционно-правовой ответственности: предупреждение; отказ в регистрации инициативной группы; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); признание результатов выборов недействительными; отмена решения о признании кандидата избранным.
Рассмотрим особенности применения каждой из указанных мер конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах.
Предупреждение является морально-правовой мерой конституционно-правовой ответственности за совершение избирательных правонарушений. В действующем законодательстве о выборах не раскрывается само правовое содержание предупреждения. Основания и условия применения данной меры конституционно-правовой ответственности сформулированы законодателем в довольно общей форме.
Предупреждение как мера ответственности за совершение избирательных правонарушений предусмотрено в Федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (п.5 ст.60, п.1 ст.91), "О выборах Президента Российской Федерации" (п.5 ст.53, п.1 ст.80), а также в законах субъектов Российской Федерации о выборах (см., например: п.7 ст.64 Избирательного кодекса Свердловской области; п.7 ст.48 Закона Иркутской области "О муниципальных выборах в Иркутской области").
Федеральный законодатель предусмотрел в указанных законах вынесение предупреждения не только за нарушение правил предвыборной агитации, но и за другие нарушения норм избирательных законов. Причем, в федеральных законах о выборах закреплена возможность вынесения предупреждения в отношении не только зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и блоков, но и в отношении незарегистрированных кандидатов. К примеру, в п.1 ст.91 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предписано, что в случае нарушения кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком данного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этим участникам избирательного процесса предупреждение. Аналогичная норма закреплена и в п.1 ст.80 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Предупреждение представляет собой наиболее мягкую меру конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства и применяется за малозначительные избирательные правонарушения, не являющимися грубыми или существенными.
Как представляется, предупреждение состоит в официальном осуждении от имени государства совершенного избирательного правонарушения и предостережении участника избирательного процесса (кандидата либо избирательного объединения (блока) о недопустимости противоправного поведения.