О законодательном обеспечении надежного и безопасного функционирования гидроэнергетики говорили на парламентских слушаниях 21 февраля
21 февраля Комитет по энергетике, транспорту и связи провел парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении надежного и безопасного функционирования гидроэнергетики в условиях реформирования отрасли". В работе парламентских слушаний приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, РАО "ЕЭС России", органов власти субъектов РФ, руководители ряда крупных предприятий отрасли. Открыл и вел парламентские слушания заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Пехтин. Гидроэнергетика России, по словам В.Пехтина, в течение последних 15 лет была "необоснованно и необъективно забыта". Речь, прежде всего, идет о вводе новых мощностей, реновации оборудования, участии России в международных строительных проектах. "Гидроэнергетика ? это практически более 20 процентов мощности электроэнергетики. Это основной задел, который позволяет обеспечивать города водой, обеспечивать оросительные системы. Это объекты, которые дают развитие инфраструктурам, дают развитие экономике. Это потенциал и задел инвестиционного развития страны", ? отметил В.Пехтин. Председатель Правления ОАО "ГидроОГК" Вячеслав Синюгин в своем докладе подробно остановился на вопросах значения гидроэнергетики для экономики России, обеспечения надежности и безопасности, на их законодательном обеспечении и развитии ГЭС и гидроаккомулирующих станций, как составляющей единой энергосистемы страны. Сегодня российская гидроэнергетика ? это порядка 100 средних и крупных действующих ГЭС, около 45 ГВт установленной мощности и 172 млрд. кВтч годовой выработки, то есть примерно каждый пятый киловатт-час в стране производится на ГЭС. Однако помимо своей основной функции ? выработки электроэнергии ? гидроэнергетика решает ряд других важнейших задач. Гидростанции ? это важнейший инструмент обеспечения надежности и безопасности работы энергосистемы: в России ГЭС обеспечивают свыше 90% резерва регулировочной мощности, то есть при необходимости могут в считанные минуты увеличивать выработку, покрывая пиковые нагрузки. Гидротехнические сооружения ГЭС играют ключевую роль в защите от наводнений населения и хозяйственных объектов. Водохранилища гидростанций обеспечивают свыше трети объема хозяйственного и промышленного водоснабжения в России, свыше четверти объема орошения и обводнения, а регулирование стока рек позволят создавать глубоководные транспортные пути. "Еще один важный аспект ? это инструмент регионального развития территорий", ? подчеркнул В.Синюгин. В ходе реформирования российской электроэнергетики происходят существенные изменения в функционировании гидроэнергетики. В ходе реализации реформирования отрасли в декабре 2004 года была создана Федеральная гидрогенерирующая компания (ОАО "ГидроОГК"), которая к концу 2006 года должна объединить около половины всех российских гидростанций (50 ГЭС с мощностью 23,3 ГВт) и стать крупнейшей российской генерирующей компанией. Стратегия развития компании до 2020 года предполагает удвоение мощностей, что позволит сохранить паритет в сфере энергетических мощностей. Говоря о вопросах обеспечения надежности и безопасности в гидроэнергетике, В.Синюгин отметил, что степень износа оборудования на отдельных станциях доходит до 70%, что является недопустимым с точки зрения безопасности эксплуатации и требует масштабных инвестиций для проведения необходимого технического перевооружения и ремонта. У "ГидроОГК" разработан и уже реализуется план реконструкции и перевооружения гидростанций сроком до 2020 года. В настоящее время гидроэнергетический комплекс законодательно регулируется порядка 20 законами, 10 указами и 50 постановлениями Правительства. Новая редакция Водного кодекса РФ предусматривает бессейновый подход, устанавливает специальные нормы, регулирующие вопросы эксплуатации и строительства новых гидростанций, упорядочивает вопросы, связанные с землепользованием под ГТС. "Осталась пока не закрытой проблема двойного налогообложения за пользование водными ресурсами, подчеркнул В.Синюгин, поскольку на сегодня существует водный налог и вводится плата за водные ресурсы. Мы считаем необходимым четко зафиксировать, что двойного налогообложения не будет". Заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев, говоря о финансировании гидроэнерегетики и об участии частных инвесторов, подчеркнул, что "роль государства в гидрогенерации должна остаться определяющей". Министерством поставлена задача "доведения доли государства до необходимого контроля в результате реорганизации РАО", ? сообщил замминистра. По словам А.Дементьева, "самым запущенным и недоделанным участком работы" является техническое регулирование. Минпроиэнерго разработало и внесло на рассмотрение в правительство три технических регламента, относящиеся непосредственно к гидроэнергетике ? регламент о безопасности гидротехнических сооружений, регламент о безопасной эксплуатации гидросооружений и гидротехнического оборудования и электростанций, регламент об организации безопасной эксплуатации электростанций и сетей. Однако, техническое регулирование в гидроэнергетике это не только технические регламенты, но большое количество, причем взаимоувязанных документов в различных смежных отраслях (машиностроение, пожарная безопасность и т.д.). Кроме регламентов, речь идет о порядка 70 документов, скорейшее принятие которых необходимо. Заместитель председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Юрий Липатов назвал актуальной "синхронизацию нормативно-правовой базы" в области электроэнергетики. Отдельно коснувшись новой редакции Водного кодекса, Ю.Липатов подчеркнул необходимость "четко прописать" положения касающиеся финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, порядок изменения платы за водопользование, "жестко привязав их к бюджетному процессу". Затронув вопрос о законопроекте, вводящем обязательное страхование гражданской ответственности особо опасных объектов, Ю.Липатов сообщил участникам слушаний о позиции Президента РФ в части отнесения гидроэлектростанций к защитным объектам, поэтому их страхование должно регулироваться отдельным федеральным законом. Руководитель департамента государственного регулирования тарифов Минэкономразвития РФ Максим Быстров рассказал участникам слушаний о том, как МЭРТ видит развитие гидроэнергетики. Речь шла об увязке ГЭС ? алюминивый завод, где завод выступает частным инвестором, и об экспорте гидроэнергии, прежде всего в Китай и Корею. Участники слушаний подчеркивали необходимость преодоления тенденции старения оборудования действующих ГЭС, создания условий по повышению инвестиционной привлекательности при строительстве новых станций, повышения качества отечественного оборудования. По мнению участников слушаний государственная поддержка необходима при решении вопроса о признании гидроэнергетики в качестве возобновляемого источника энергии независимо от установленной мощности, при принятии новой редакции Водного кодекса с учетом интересов гидроэнергетики, при разработке технических регламентов. Участники слушаний рекомендовали Правительству РФ разработать в текущем 2006 году комплексную Федеральную программу развития гидроэнергетики, разработать проект закона "О возобновляемых источниках энергии". Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ