О законодательном обеспечении реализации нефтегазовых проектов на шельфе северных морей Российской Федерации шла речь на парламентских слушаниях 1 декабря
1 декабря Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи под председательством Валерия Язева провел парламентские слушания на тему "О законодательном обеспечении реализации нефтегазовых проектов на шельфе северных морей Российской Федерации с учетом международного опыта". В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, крупнейших нефтегазовых российских компаний и ряда зарубежных. Открывая парламентские слушания Валерий Язев подчеркнул, что континентальный шельф имеет огромное стратегическое и экономическое значение для России. Площадь российского континентального шельфа составляет около 6,2 млн. кв. км, что соответствует 21 проценту площади шельфа всего Мирового океана. Из них 3,9 млн. кв. км перспективны на нефть и газ, причем 3 млн. относится к Арктическому шельфу. По оценкам специалистов, из недр российского шельфа может быть извлечено порядка 100 млрд. тонн условного топлива. При этом затраты федерального бюджета в перспективе составят 35 млрд. рублей, а объемы привлечения инвестиций ? от 70 до 110 млрд. долларов США. Освоение новых месторождений нефти и газа на континентальном шельфе требует крупных капитальных вложений, развития трубопроводного транспорта, строительства терминалов. Для этого необходимы прозрачные правила привлечения частных инвесторов. "При освоении шельфа необходимо создать инвестиционный климат с максимальной выгодой для России", ? отметил депутат. Особой формой привлечения инвестиций при добыче полезных ископаемых в труднодоступных районах со сложными климатическими, геологическими условиями в соответствии с нашим законодательством является налоговый режим соглашений о разделе продукции (СРП). Однако, как отмечалось на слушаниях, подготовка и заключение соглашений ведется медленно и является практически невыполнимой задачей для подавляющего большинства недропользователей, что связано с недостатками законодательной базы и нормативно-правового обеспечения. Отмечалась необходимость упрощения порядка подготовки и заключения СРП. В ходе слушаний обсуждался вопрос передачи государством, как собственником недр, соответствующих полномочий от федеральных исполнительных органов власти, являющихся стороной СРП, специально созданной и принадлежащей государству уполномоченной компании по освоению шельфа. При этом ей может быть предоставлено право на аукционной основе выбирать инвесторов, вести переговоры и заключать СРП, осуществлять иные коммерческие функции, оставив за госорганами присущие им контрольные функции. По мнению председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, инвестиционные проекты освоения шельфа должны оказать серьезное влияние на развитие отечественной промышленности и отечественного строительного комплекса. Важную роль в этом должны, по словам депутата, сыграть модельные договоры о концессиях, неотъемлемой частью которых является четко прописанная доля инвестиций, направляемых на приобретение товаров и услуг национальных подрядчиков. Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский отметил необходимость обеспечения согласованности правовых норм при принятии новой редакции Водного кодекса РФ, закона "О недрах" и внесения соответствующих изменений в закон "О континентальном шельфе РФ". Депутат также отметил необходимость государственной поддержки геологоразведки в области изучения, воспроизводства, рационального использования и охраны природных ресурсов. Особо он подчеркнул важность скорейшего принятия закона о магистральном трубопроводном транспорте. Отдельного внимания, считают участники слушаний, заслуживает вопрос экологической безопасности разработки шельфа. Охрана окружающей природной среды, уникального животного мира и водных биоресурсов Севера России должна носить комплексных характер. По мнению председателя Комитета по экологии Владимира Грачева необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство по вопросам безопасности танкерных перевозок, работы отгрузочных терминалов, морских платформ. Необходимо создать систему мониторинга состояния природной среды с целью прогнозирования и предотвращения ее неблагоприятных изменений, а также природных и техногенных катастроф. Среди рекомендаций на слушаниях прозвучали предложения провести работы по реконструкции и модернизации российских портов Арктического бассейна, национальной транспортной магистрали ? Северного морского пути, предлагалось пересмотреть ставки налогов и платежей с целью стимулирования вложений в освоение шельфовых месторождений. По итогам обсуждения будут подготовлены конкретные рекомендации Правительству РФ и Государственной Думе. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ