Состоялся `круглый стол`, посвященный мониторингу эффективности НКО
К
омитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений провел "круглый стол" на тему: "Формирование системы мониторинга эффективности деятельности некоммерческого сектора".
В 2010 году был принят закон о поддержке социально ориентированных НКО, а с 1 января 2017 года у таких организаций появилась возможность обрести новый статус - исполнителя общественно полезных услуг - и получить доступ к оказанию таких услуг и к бюджетному финансированию наравне с госучреждениями. В связи с этим встал вопрос о мониторинге эффективности их деятельности НКО.
По словам председателя Комитета Сергея Гаврилова, оценивать работу некоммерческих организаций должно не только государство, но и гражданское общество. И критерии такой оценки нужно вырабатывать коллективно.
По данным С.Гаврилова, в Минюсте зарегистрировано 95 социально ориентированных НКО. Но из них реально работают только 10-15%.
"Вызывает некоторое непраздное любопытство, интерес, а у ряда депутатов и недоумение, огромная численность социально-ориентированных НКО", - отметил С.Гаврилов.
Вопрос в том, сколько из них реально способны и готовы на должном уровне оказывать общественно-полезные услуги.
Директор Центра проектирования устойчивого развития институтов гражданского общества Государственного университета управления, исполнительный директор АНО "Центр межрегиональных программ и проектов" Андрей Головин сообщил, что в 2016 году НКО оказали социальную помощь почти 32 млн. граждан. Около 6 млн. человек получили благотворительную помощь в натуральной форме.
В 2016 году господдержка пришлась менее чем на 1,5% НКО. При этом средняя сумма финансирования составила порядка шести млн. рублей.
По предварительным оценкам в 2017 году организаций, которые получат бюджетные средства, станет в полтора-два раза больше. Но средняя сумма поддержки снизится, предупредил эксперт.
"Некоммерческий сектор по определению является дотационным, - отметил А.Головин. - Для государства важно, кому выделять госфинансирование и по каким критериям. А НКО нужна открытая, прозрачная и справедливая система распределения бюджетных средств".
Вместе с тем, по его словам, в настоящее время НКО не вполне осознают свое место в общественно-государственной политике и не понимают, чего хочет от них государство.
К НКО, уверен А.Головин, нельзя предъявлять те же требования, что и к коммерческим организациям. "Возникает вопрос о создании особых условий функционирования, отчетности и контроля", - заключил он, предложив создать единую автоматизированную информационную систему НКО и проработать вариант электронной регистрации юридического адреса таких организаций.
Электронная система позволит третьему сектору ежегодно экономить на отчетности до ста млн. рублей. В настоящее время суммарные ежегодные затраты действующих НКО на составление всевозможных отчетов оцениваются в 372 млн. рублей, отметил А.Головин.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирина Мерсиянова заметила, что сектор социально ориентированных НКО еще только формируется и далеко не все организации готовы вступать с государствам в такие отношения, чтобы с них потом можно было спросить "как с больших и взрослых". И подходить к оценке "с одной линейкой" тоже не получится.
Мониторинг НКО необходим, уверен директор АНО "Информационная культура" Иван Бегтин.
В форме НКО существуют спортивные клубы с миллиардными бюджетами и контрактами, множество специализированных организаций, созданных Правительством для выполнения различных функций. Есть еще огромное количество экспертных образовательных организаций, которые не имеют никакого отношения к социальным организациям.
При этом полных и достоверных данных об НКО не существует. В Минюсте нет точных сведений о порядка 58 тысячах организаций. Наиболее достоверная информация содержится в реестрах ФНС. Но по ряду организаций выявлены дублирование и нестыковка данных.
С.Гаврилов предложил для более эффективной системы мониторинга усилить полномочия территориальных управлений Минюста, отметив также, что создание такой системы потребует изменения действующего законодательства.
Председатель Комитета сообщил, что в весеннюю сессию состоятся парламентские слушания, на которых планируется обменяться опытом и обобщить проблемы, стоящие перед исполнител