Состоялось заседание рабочей группы по подготовке законопроекта `О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации`
12 февраля состоялось заседание рабочей группы по подготовке к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона ? 332053-7 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", разработанного Правительством для проведения реформы государственного и муниципального контроля, внедрения риск-ориентированного подхода при его осуществлении.
Проект федерального закона закрепляет новые принципы и подходы, реализуемые в рамках системного реформирования сферы государственного и муниципального контроля путем повышения его результативности и эффективности, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.
Документом определяются правовые и организационные основы системы контроля, осуществляемого органами исполнительной власти и местного самоуправления, общие принципы государственного и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при его проведении.
В законопроекте определяются основные понятия и принципы, устанавливаются перечень видов контроля и требования к процедуре введения новых видов государственного и муниципального контроля.
Предусмотрено обязательное принятие положений о каждом виде государственного и муниципального контроля. Также для каждого вида государственного и муниципального контроля должен утверждаться административный регламент, определяющий административные процедуры и перечень обязательных требований, соблюдение которых относится к предмету соответствующего вида контроля.
Законопроектом предлагается установить отдельное регулирование для каждой из форм контрольных мероприятий (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор)).
Предусмотренная законопроектом система форм и мероприятий государственного и муниципального контроля позволит ввести единые подходы к их использованию для всех видов государственного и муниципального контроля. Органам государственного и муниципального контроля будет предоставлена возможность организации совместных (межведомственных) контрольных мероприятий в отношении граждан и организаций.
Открывая заседание, председатель ответственного Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова отметила уникальность ситуации, когда в качестве соисполнителей выступают шесть профильных комитетов, поэтому была создана рабочая группа с экспертами и профессиональным сообществом для обсуждения законопроекта и согласования его положений к первому чтению.
Председатель Комитета по контролю и Регламенту подчеркнула, что концепцию законопроекта поддержали все комитеты-соисполнители, на документ поступило 92 отзыва от субъектов права законодательной инициативы. Ольга Савастьянова выделила три основные группы замечаний: во-первых, комитеты указали на то, что неподконтрольными стали многие важные сферы; во-вторых, несколько комитетов считают, что не стоит признавать утратившим силу федеральный закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении контроля; в-третьих, профильный комитет выступил против внедрения риск-ориентированного подхода в области культуры.
"Сложившаяся система должна уйти в прошлое, потому что она, действительно, очень затратна, абсолютно неэффективна и вредна как для организаций, так и для экономики в целом. Мы разделяем подход, согласно которому основные цели и задачи - безопасность наших граждан, качество продукции и услуг, радикальное снижение нагрузки на бизнес, создание более эффективной системы контроля и надзора", - сказала О.Савастьянова.
Она сообщила, что Комитет по контролю и Регламенту законопроект планирует рассмотреть на своем заседании 19 февраля (в 15:00) вместе с проектом Постановления, который будет подготовлен для рассмотрения депутатами с учетом высказанных на заседании рабочей группы мнений профильных комитетов-соисполнителей и экспертов. По её словам, документ должен содержать основные проблемы и тематические направления, требующие проработки.
В ходе рассмотрения законопроекта депутаты высказывали замечания комитетов-соисполнителей, поддерживая концепцию законодательной инициативы Правительства России, заявляли о необходимости продолжения тщательной работы над документом.
Председатель Комитета природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев отметил, что законопроект получил поддержку, так как "нужно вместе начать работать", остановился на некоторых моментах, в частности, применении риск-ориентированного подхода, высказал недопонимание, почему правительственный законопроект начинается с двухстраничного перечня исключений сфер регулирования, которые особо нуждаются в государственном контроле пи надзоре.
Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил, что юридическая терминология законопроекта "конфликтует" с действующим законодательством в обеспечении экологического надзора, в частности определение "производственный объект" нуждается в разъяснении. По его мнению, также некорректно снижать объемы полномочий, например, только отбором почв, а еще есть контрольный забор воды, воздуха и многое другое).
Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко, рассказав о состоявшейся дискуссии по законопроекту в своем Комитете, указала на особенности регулирования сферы культуры, предложила изъять музейные фонды и отдельные пункты содержания объектов культурного наследия из сферы регулирования данного законодательного акта, а также выступила против включения охранных полномочий в какие-либо другие комитеты строительные и прочие из-за конфликта интересов.
Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, в свою очередь, также настаивала, что риск-ориентированный подход применять к сфере ЖКХ не стоит, так как он противоречит 59 закону об обращениях граждан.
Член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Максимов отметил, что благодаря закону "появился некий кодекс предпринимательства", однако в представленном Правительством к первому чтению документе, по его словам, не прописан понятийный аппарат. Депутат предложил сузить сферу применения данного закона, заявив, что "нельзя одновременно регулировать культуру и физкультуру, надо по сферам ведения бизнеса".
Заместитель председателя Комитета Любовь Духанина сообщила, что Комитет рассматривает правительственную инициативу как возможность создания другой системы контроля в сфере образования, но в данной редакции предлагает исключить лицензирование в сфере дополнительного образования, оставив государственный контроль.
Аудитор Счетной палаты России Татьяна Блинова, поддерживая в целом, отметила необходимость доработки понятийного аппарата данной редакции, выступила против" большой системы вложенности", то есть большого отсыла к подзаконным актам.
В завершение обмена мнениями Министр России по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, поблагодарив комитеты за оперативную работу над заключениями, обещал по максимуму учесть все замечания, а также напомнил, что законопроект подготовлен по поручению Президента России и направлен на сокращении проверок бизнеса вне плана, при этом увеличится число плановых проверок для обеспечения безопасности на транспорте и в других сферах, будут законодательно закреплены профилактические мероприятия, рейдовые мероприятия и контрольные закупки.
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов рассказал о предыстории подготовки законопроекта, подтвердил, что риск-ориенетированный подход ? это не только плановые проверки, но и внеплановые. По его словам, "этот подход может распространяться и на требования, он гибкий, и под каждый вид контрольно-надзорной деятельности его можно подкладывать".
"Он устанавливает исчерпывающий перечень контрольно-надзорной деятельности. Это очень важно, потому что сейчас отраслевое законодательство может содержать новые виды контроля, нагрузка на бизнес увеличивается, а надлежащей экспертизы при появлении таких новых видов контроля нет", - пояснил суть законопроекта С.Шипов.Также законопроектом устанавливается ряд базовых принципов, которым должны соответствовать все законодательство, все нормативные акты, регулирующие контрольно-надзорную деятельность.
"Это принципы эффективности и защиты прав предпринимателей, там целый ряд этих принципов предложен", - добавил он и пригласил к дискуссии в рамках рабочей группы по каждому виду контрольно-надзорной деятельности. Отвечая на замечания депутатов, С.Шипов выступил против сужения интересов контрольно-надзорной деятельности сферой ведения бизнеса и предостерег от излишней детальности законопроекта, но и не возражал против проверки на коррупционную составляющую.
Депутаты, задавая вопросы представителям Правительства, также предлагали оценить эффективность проверок, а не снижать число проверок, учесть роль граждан в общественном контроле, не снижать контроль фитосанитарного надзора, интересовались наличием концепции риск-ориентированного подхода.
Члены комитетов-соисполнителей предлагали Правительству провести разъяснительную работу данного подхода, считая недопуститмым снижение количества проверок, особенно в сферах, где, по словам Елены Драпеко, "криком кричит страна" ? в сфере ЖКХ, сфере охраны объектов культурного наследия, в экологическом надзоре, поднимали вопросы профессиональных кадров. Депутат Ильдар Бикбаев подготовил три десятка конкретных замечаний. Галина Хованская настаивала на приоритете внеплановых проверок в ЖКХ по жалобам граждан.
Чиновники указывали на наличие базовой модели и стандартов внедрения риск-ориентированного подхода, а также других документов в высокой степени готовности. Михаил Абызов предложил презентовать для депутатов, как реализуют реформу, пригласить надзоры. По его словам, дальнейшая работа будет идти со стороны Правительства в комитетах по их замечаниям.
Подводя итог обсуждению, Ольга Савастьянова резюмировала, что в приоритете стоит качество законопроекта, а сегодняшнее обсуждение - первый шаг. По её словам, на основании обсуждения получилось несколько тематических блоков, которые будут отражены не только в заключении профильного комитета, но и в проекте Постановления Государственной Думы.