В профильном комитете рассмотрели параметры бюджета 2018 - 2020 годов на региональную политику
На очередном заседании 10 октября Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока под председательством Николая Харитонова рассмотрел в первом чтении внесенный Правительством проект федерального закона ?274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в части своего ведения.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Дарья Хворостухина представила основные параметры федерального бюджета и остановилась на правилах его формирования: бюджетном, фискальном равенстве и приоритетных проектах.
Согласно внесенному в Госдуму проекту федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, расходы в 2018 году составят 16,515 трлн рублей, в 2019 году и 2020 году ? 16,415 триллиона рублей и 17,24 триллиона рублей соответственно. Доходы ожидаются на уровне 15,182 трлн рублей в 2018 году, 15,548 трлн в 2019 году и 16,28 трлн в 2020 году. В документе предусмотрен дефицит бюджета в 2018 году - 1,332 трлн рублей (1,37% от ВПП страны), в 2019 году ? 867 млрд рублей (0,84%), в 2020 году ? 960 млрд рублей (0,87%).
Как подчеркнула Д.Хворостухина, при распределении дотаций в проекте бюджета были учтены рекомендации Комитета, связанные с территориями опережающего развития, портом Владивосток, развитием северных территорий и Дальнего Востока.
Расходы на реализацию государственных программ запланированы в 2018 году ? 9 108 528,7 млн рублей, в 2019 году ? 8 720 822,1 млн рублей, в 2020 году ? 8 841 977,6 млн рублей.
На программу "Социально-экономическое развитие дальнего Востока и Байкальского региона" запланировано: 20 517, 5 млн рублей в 2018 году, 20 552,6 млн рублей ? в 2019-м, 20 306,8 млн рублей ? в 2020-м.
Говоря о перспективах межбюджетных отношений, докладчица отметила, что "в данный момент растет налоговый потенциал Дальнего Востока", а также сообщила о запланированных средствах на увеличение оплаты труда для бюджетников региона на 4% с января 2018 года.
Межбюджетные трансферты, по словам Д.Хворостухиной, предполагаются с небольшим снижением, что связано с завершением проектов, в том числе, по Чемпионату Мира по футболу 2018 года.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Штогрин, в целом, подтвердил параметры бюджета, а также обратил внимание на "некоторые особенности". Среди них назвал: усложнение аудита отсутствием к первому чтению сумм субвенций для регионов, которые будут известны только ко второму чтению; планируемый в 2018 году рост стоимости горюче-смазочных материалов; повышение до 15% ставок утилизационного сбора; введение ставок промышленных сборов на ввозимое оборудование для обновления производственных фондов; введение налогов на ввоз товаров физлицами (сейчас не облагается налогом товар на 1 тыс долларов, а запланировано - лишь на 20 долларов). Среди недостатоков перечислил сокращение расходов на экологию, поддержку СМИ, физкультуры и культуру.
Более того, по словам аудитора, "бюджет сформирован без актуализации программы развития Дальнего Востока, утвержденной в 2009 году". С.Штогрин заявил, что "Госпрограмма носит ведомственный характер".
О территориях опережающего развития на заседании Комитета говорил заместитель Министра по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов, перечисляя 8 инвестиционных проектов на сумму более 20 млрд рублей. Особо он выделил программу по развитию Курильских островов, где приоритетом является развитие медицинской помощи и широкополосной Интернет, а также развитие инвестиционных проектов социальной направленности. По его словам, в Правительстве достигнута договоренность, что в 20-ти госпрограммах будут выделены отдельные статьи по развитию Дальнего Востока.
Депутаты Сахалинской Думы Юрий Выголов, Александр Болотник, Светлана Иванова и депутат Госдумы от региона Георгий Карлов подняли острый для Сахалина вопрос о намерении Правительства внести поправки в действующее бюджетное законодательство, предусматривающие перераспределение налога на прибыль от действующего с 1994 года соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2".
Депутаты считают недопустимым перераспределение 75% налогов от "Сахалина-2", поступающих только с 2014 года в областной бюджет, в федеральный, куда сейчас направляется 25%, что приведет к взрывоопасности социальной обстановки в регионе в преддверии выборов Президента. Правительство предлагает наоборот ? оставлять региону на развитие лишь 25%.
Сахалинцы в качестве аргументов приводили примеры по отсутствию асфальтированных дорог, устаревшим школам, упоминали нуждающийся в реконструкции аэропорт. В случае снижения норматива отчислений по СРП "Сахалин-2" регион, по их словам, вынужден будет сократить финансирование всех 25 областных программ, включая реализацию геополитическии важной федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Курильских островов на 2016 - 2025 годы, которая в значительной мере финансируется из регионального бюджета. Напоминали о вложениях Советского Союза в территорию, финансируемую тогда на 100% и лишь на 10% в перестроечный период. "Нужно вовремя убрать негатив из бюджета, чтобы начать развитие на этой удаленной, но очень значимой для страны территории", - настаивал член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Георгий Карлов.
Председатель Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов поддержал сахалинцев в их чаяниях, предложив, в первую очередь, наладить авиасообщение с удаленными островами и центральной Россией, заявил о необходимости строительства моста с материком. Н.Харитонов предложил "оставить эти средства на пару лет в Сахалинской области", чтобы "дать этим деньгам в регионе поработать", а также напутствовал членов Комитета "не робеть", обсуждая на ближайшем заседании Госдумы межбюджетные отношения.
Федеральные чиновники, говоря о бюджетной обеспеченности области, напротив, предлагали "подумать об эффективности использования расходов", в том числе, и Корпорацией развития Сахалина, а также настаивали на сокращении расходов на зарплату госслужащих, которая в 1,5 раза выше средней по стране.
Возражая аргументам Д.Хворостухиной и А.Ниязметова, сахалинцы подчеркивали, что за цифрами стоят жизни людей, а также приглашали молодых чиновников на Сахалин?"проветриться".
В обсуждении участвовали депутаты: Владимир Новиков поддержал сахалинцев, считая важным четко распределить на несколько лет налоговую базу от предполагаемых поступлений; с поддержкой выступили Оксана Бондарь, Владимир Пушкарев и Валентина Рудчено, считающая, что "делиться с федеральным бюджетом нужно".
В ходе обсуждения законопроекта в части ведения Комитета депутаты также поднимали вопросы: нагрузки на региональные бюджеты в связи с софинансированием федеральных проектов; субсидирования перевозок и развития магистральных и региональных авиаперевозок; связанные с "северным заводом" и дотациями для малодоступных регионов; передачи федеральных полномочий субъектам Федерации и многие другие.
В проекте заключения на документ говорится, что Комитет считает возможным принять рассматриваемый законопроект в первом чтении только "при условии, что изложенные в настоящем заключении замечания и предложения по соответствующим программам и видам расходов будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению".
В замечаниях подчеркивается, что при формировании бюджета на три года необходимо обеспечить сохранение объемов бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" в соответствии с ее утвержденным паспортом, тогда как в настоящем проекте отмечается сокращение объемов финансирования данной программы в 2020 году по сравнению с действующей редакцией ее паспорта в 2,3 раза.
Помимо этого, Комитет настаивает на увеличении субсидии на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 250 миллионов рублей ежегодно, а также предлагает предусмотреть финансирование предоставления субсидий на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении в объеме не менее 4,5 млрд рублей ежегодно.
Завершая заседание Комитета, Николай Харитонов предложил "решение пока не принимать, а продолжать изучать".