Таможенный кодекс Евразийского экономического союза обсужден на `круглом столе` в Госдуме
Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками провел "круглый стол" на тему: "О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза".
В обсуждении Кодекса, который в настоящее время готовится к ратификации, приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, научных организаций и профессиональных объединений.
Открывая дискуссию, председатель Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников отметил, что евразийский Таможенный кодекс призван обеспечить единое таможенное регулирование на территории Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России.
"Это наиболее масштабный интеграционный правовой документ после принятия Договора о Евразийском экономическом союзе, - сказал Л.Калашников. - Он поднимает наше экономическое сотрудничество на существенно более весомый и высокий уровень. Процесс дезинтеграции сменился на реальную интеграцию".
О нововведениях, которые предстоит ратифицировать, рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Алексей Сазанов. Кодекс предусматривает упрощение таможенных операций и ускорение перемещения товаров через границу. В частности, предусмотрены оформление документов в электронном виде, возможность совершать операции без привлечения специалистов таможенных органов. До четырех часов сокращен максимальный срок выпуска товаров с момента регистрации таможенной декларации. Зафиксировано требование об однократности предоставления подтверждающих документов.
По словам министра - члена Коллегии Евразийской экономической комиссии по интеграции и макроэкономике Татьяны Валовой, с новым Таможенным кодексом связаны большие ожидания.
"Мы завершаем процесс кодификации, - сообщила она. - До момента запуска Евразийского экономического союза действовало более сотни различных международных договоров. Теперь большинство из них погружено в единый документ. Появляется очень понятная система правового регулирования. Существенно сокращается число отсылок к нормам национального законодательства, возрастает сегмент наднационального регулирования. Кодекс будет в основном документом прямого действия".
В ходе обсуждения отмечалось, что ратификация Кодекса, который должен вступить в силу с 1 января 2018 года, потребует изменения большого числа действующих законов. Между тем, проекты поправок в Госдуму пока не внесены.
В то же время комитеты-соисполнители уже высказывают свои замечания. Так, по словам Л.Калашникова, Комитет по финансовому рынку обратил внимание на необходимость согласования Кодекса с нормами законодательства о банковской тайне. Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи высказался за внесение изменений в закон о подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. Речь идет о ввозе и вывозе проб и оборудования в рамках допинг-контроля. Ряд замечаний есть у Комитетов по аграрным вопросам и по культуре.
По словам первого заместителя председателя Комитета по культуре Елены Драпеко, опасения вызывают нормы Кодекса, регулирующие вопрос пересечения границы группами нетарифных товаров, куда попали и культурные ценности. Перечень видов таких "товаров" оказался гораздо уже, чем тот, который существует в отечественном законе о вывозе культурных ценностей. Это резко снижает уровень их защиты.
Комитет не может согласиться с тем, что состав культурного достояния, подлежащего государственной охране в форме запрета или ограничения на вывоз, определяется Евразийской экономической комиссией, а не внутренним законодательством.
Кроме того, никак не определен порядок перемещения культурных ценностей через государственные границы стран-участниц Евразийского экономического союза. "Сильнее всего это угрожает национальному достоянию России, потому что именно в нашей стране находится наибольшее количество культурных ценностей, подлежащих государственной охране", - отметила Е.Драпеко.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко обратил внимание участников обсуждения на то, что в нынешних условиях российский рынок является самым уязвимым. "Имея единый таможенный кодекс, мы не имеем единого режима контроля на таможенных границах, - пояснил он. - Партнеры по Евразийскому союзу осуществляют чисто символический контроль на своих границах, понимая, что ввозимые товары пройдут мимо них в Россию. Мы все больше теряем контроль над своим внутренним рынком".
Депутат Андрей Ветлужских заметил, что текст Кодекса сложен для понимания даже специалистами в области таможенного дела. "В нем немало белых пятен, которые имеют различные толкования, что может привести, в том числе, и к многочисленным судебным спорам", - предупредил депутат. Решением проблемы, по его мнению, могли бы стать развернутые комментарии с толкованием новых норм и правил.
Декан факультета таможенного администрирования и безопасности Северо-Западного Института управления РАНХиГС, генерал-майор таможенной службы Сергей Чижиков констатировал, что реализация Кодекса, где приоритет отдается электронному декларированию, потребует создания единого информационного пространства и совместимого программного обеспечения, которое должно работать без сбоев.
"Все это ставит вопрос о готовности Правительства внести в Госдуму почти полсотни законопроектов и принять еще столько же постановлений", - резюмировал Л.Калашников.
А.Сазанов сообщил, что Минфин уже готовит новый закон о таможенном регулировании. В конце октября документ планируется представить в Правительство для последующего внесения в Госдуму.
По итогам обсуждения Правительству рекомендовано ускорить работу над поправками в законодательство в связи с ратификацией Таможенного кодекса.
Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, назначенный ответственным за подготовку законопроекта о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, планирует рассмотреть документ на своем заседании 19 октября.