Представляется целесообразным разд. IV Налогового кодекса РФ 'Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение' дополнить главой 'Производство по делам о налоговых правонарушениях', включив в нее нормы, регулирующие порядок и основания возбуждения дела о налоговом правонарушении, сроки производства по делу, следственные действия, проводимые по делу для собирания доказательств и порядок их документального оформления. Отдельная статья должна быть посвящена закреплению процессуальных прав налогоплательщика в деле о налоговом правонарушении.
По нашему мнению, в эту главу должны войти нормы, регламентирующие порядок проведения выездной налоговой проверки, участие свидетеля в производстве, доступ должностных лиц на территорию или в помещение для налоговой проверки, осмотр, истребование документов, выемку документов и предметов, производство экспертизы, привлечения специалиста, участие переводчика, понятых, требования предъявляемые к протоколу, составляемому при производстве следственных действий, оформление результатов выездной налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении, исковое заявление о взыскании налоговой санкции, рассмотрение дел и исполнение решений и взыскании налоговых санкций. Кроме того, в главу должны войти пока еще не существующие нормы о стадиях, сроках производства по делу и правах налогоплательщиков.
Имеетсяеще одно направление развития компетенции налоговых органов - решение проблем задолженности по налогам перед бюджетом.
Постановление Правительства РФ 'О порядке и сроках проведения в 1997 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом'[7] принесло ощутимые положительные результаты, удивившие даже сами налоговые органы. Причина столь неожиданного результата кроется в том, что впервые налоговые органы в пределах своей компетенции разработали и реализовали меры по действенному разрешению проблем налоговой задолженности, собираемости налогов, а также, что особенно важно, ослаблению налогового бремени.
Некоторые юристы и финансисты склонны рассматривать названное постановление как 'бархатную налоговую революцию'[8]. Основанием для этого могут судить следующие положения правительственного акта.
Реструктуризация задолженности проводится в добровольном порядке по представлению заявления налогоплательщика. Данное заявление рассматривается Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, после положительного заключения которой налоговые органы определяют график погашения задолженности. Организации-должнику предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет; по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам (п. 7). Если задолженности по пеням и штрафам нет, то налоговыедолги можно погасить в течение 10 лет.
Непременным условием предоставления такого права является своевременная и полная уплата текущих обязательных платежей. По нашему мнению, данное условие выгодно не только налоговым органам, но и налогоплательщикам, так как в нем скрыта возможность решения проблемы задолженности по заработной плате, потому что выплата заработной платы также относится к числу обязательных платежей.
Кроме того, предусмотрена процедура досрочного погашения задолженности. Так, при закрытии реструктурируемой задолженности в течение четырех лет, а также полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей производится полное списание долгов; списание задолженности по пеням и штрафам происходит при своевременном внесении сумм в бюджет в течение двух лет. Предусмотрена также возможность списания половины долга и даже всей суммы задолженности (п.5).
Привлекательность такой схемы реструктуризации задолженности, на наш взгляд, заключается в том, что для участия не нужно как раньше материального залога (банковской гарантии, акций или недвижимости) в качестве обеспечения исполнения обязательств. Налоговые органы решили отказаться от данной практики в связи с ее неэффективностью. Предлагается продлить срок реструктуризации на 10 лет, что означает возможность либо самостоятельно погасить задолженность, либо надеяться на списание, либо обанкротиться. Своевременная же и полная выплата текущих платежей позволяет закрыть задолженность по налогам и сборам, а также пени и штрафам в предшествующий период.
Что касается интересов бюджета, то казна не получит значительного притока денег, однако может рассчитывать на своевременное и плановое пополнение бюджета.
Кроме вышеупомянутой практики, следует отметить деятельность налоговых органов, направленную на подписание персональных соглашений с крупнейшими отечественными предприятиями о плановости внесения в бюджет налоговых платежей, смысл которых также заключается в писании кредиторской задолженности перед бюджетом при условии внесения текущих налоговых платежей в размере, установленном персональным соглашением между налоговым органом и предприятием.
Таким образом, решение острых налоговых проблем возможно не на уровне споров о принятии одной из налоговых систем, а на уровне реформирования полномочий налоговых органов, которые в рамках своей компетенции предпринимают различные шаги для пополнения бюджета.
[1] См.: Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право. М., 1999. С. 454.; Четвериков В.С. Административное право. Учебное пособие. М., 1998. С. 161.
[2] См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1996. С. 606.
[3] См.: Административное право. Учебник/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. С. 454-458.
[4] СЗ РФ. 1998. ? 52. Ст. 6393.
[5] См.: Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник/Под ред. В.П. Божьева. М., 1996. С. 10.
[6] СЗ РФ. 1996.? 25. Ст. 2954.
[7] СЗ РФ. 1999. ? 33. Ст. 4498.
[8] См.: Конищева Т., Подымов А. Сначала зарплата -потом долги//Российская газета. 2000. 4 февраля