Нельзя не согласиться с той точкой зрения, что предупреждение преступлений всегда более эффективно, чем борьба с ними. Эта позиция верна вдвойне в сфере налогового права, поскольку вследствие совершения налоговых преступлений государственный бюджет недополучает огромные денежные суммы. Поэтому думается, что при регулировании налоговых правоотношений государство должно приложить максимум усилий для предупреждения налоговой преступности, возложив эти полномочия на налоговые и правоохранительные органы. ?
В этом направлении уже и идет наш законодатель. Так, Закон 'О милиции' в перечне задач, возложенных на органы милиции, называет предупреждение и пресечение преступлений (ст. 2 Закона).
В приказе МВД России N 284 от 12 июня 1993 г. 'О мерах по организации и совершенствованию профилактической деятельности органов внутренних дел' и принятой Коллегией МВД России 29 мая 1993 г. концепции профилактической деятельности органов внутренних дел прямо указывается: 'Считать профилактику преступлений одним из приоритетных направлений органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с преступностью'. В Налоговом Кодексе среди обязанностей налоговых органов (ст. 32) предусматриваются проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставление форм установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения, исчисления и уплаты налогов и сборов. Очевидно, что действие данной нормы направлено на предотвращение налоговых правонарушений, поскольку при четком исполнении ее положений налоговыми органами, с одной стороны, проводится разъяснительная работа среди добросовестных налогоплательщиков во избежание ошибок по незнанию, с другой стороны, осуществляется контроль над недобросовестными налогоплательщиками.
В этих документах профилактике дается широкое, всеобъемлющее толкование. В частности, обоснованно утверждается, что профилактика преступлений - вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и принципами Декларации прав человека и гражданина путем проведения мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений.
На органы налоговой полиции также возложена функция 'выявления, пресечения и предупреждения налоговых преступлений' (ст. 2 Закона РФ ' О федеральных органах налоговой полиции').
Данная мысль не является новой. Так, в СССР на правоохранительные органы также возлагалась обязанность осуществлять меры по предотвращению преступности. Но, как бесспорно отмечает И.П. Портнов, 'в бывшем СССР была создана широкая система общественных формирований, ориентированных на предупреждение правонарушений. Беда лишь в том, что все они в силу ряда причин, обусловленных застойными явлениями, не получили своего развития. Формально-бюрократический подход, заорганизованность подрывали их эффективность'.
Перемены в общественной жизни, связанные с переходом к рынку, разгосударствлением, приватизацией, узакониванием частной собственности, развитием новых форм хозяйствования, стремлением к максимизации прибыли, обусловили значительные перемены во взглядах на способы борьбы с преступностью, в том числе и с налоговыми правонарушениями.
В настоящее время существуют две точки зрения на проблему профилактики преступности. В соответствии с первой борьба с преступностью является прямой обязанностью правоохранительных органов. Именно таких взглядов придерживается 80% населения (согласно данным социологических опросов). Среди мер по снижению преступности опрашиваемые называли активные действия милиции, ужесточение наказаний, введение чрезвычайного положения, т. е. нетрудно заметить преобладание силовых мер. И лишь единицы связывают свои надежды на улучшение ситуации с профилактикой правонарушений. За ужесточение санкций высказывается, например, В.Л. Перламутров. Он считает, что казна должна выжимать максимум с богатого и незаконопослушного, причем не только взимая налоги, но и конфискуя его капитал, поскольку он создан, как правило, обманным образом. Однако, как показывает исторический опыт, карательные меры всегда ведут к еще большему сопротивлению, большей изощренности и, как правило, дискредитируют сами правоохранительные органы.
Вторая точка зрения на современную профилактику исходит из того, что преступность - продукт общества, поэтому борьба с ней может быть эффективной лишь при наличии широкой социальной основы, активном включении разнообразных общественных механизмов. Однако предпринимаемые в настоящее время попытки создать систему новых общественных формирований по борьбе с преступностью пока не дают желаемых результатов. Это связано с тем, что для построения обновленной, отличающейся от прежней системы общественных формирований, нацеленных на предупреждение преступлений, в том числе налоговых, необходимо утверждение господствующей идеологии в обществе, принятие ее подавляющим большинством населения. Однако если одна часть общества считает сокрытие доходов положительным явлением, а другая относит их к явлениям криминальным, то создать при таких условиях эффективную действенную систему общественных формирований по борьбе с уклонением от налогов невозможно.
Важность данной проблеме придает также тот факт, что уклонение от уплаты налогов не способствует добросовестной конкуренции, поскольку участники рынка оказываются в неравных условиях (те, кто не платит налоги, в более выгодном положении, чем добросовестные налогоплательщики), а также происходит смещение налогового бремени, т. е. одни вынуждены платить за других.
Кроме того, количество зарегистрированных юридических лиц постоянно растет, а следовательно, увеличивается и количество налогоплательщиков. Численность же налоговых органов растет не так интенсивно, неудивительно, что они просто не справляются с таким объемом работ. Это еще раз свидетельствует о преимуществе профилактических мероприятий.
Наш законодатель пошел несколько по иному пути. В 16-й главе Налогового Кодекса (ст. 116-129) виды налоговых правонарушений устанавливают ответственность не за допущение вреда казне и налоговым отношениям, а за способы причинения вреда. Следствия такого подхода оказались неутешительными. В условиях существующего пренебрежения к налоговым законам и повальной неуплаты налогов недобросовестные налогоплательщики всегда будут опережать налоговые органы, хотя бы количественно, в изобретении новых способов уклонения от уплаты налогов. Вместе с тем исключается возможность Правительству оперативно реагировать и наказывать за новые ухищрения и препятствия налоговому контролю.
В западных странах основное место отводится законодательной профилактике недопущения сокрытия доходов. К ней относятся: недопущение совершения гражданско-правовых сделок с организациями, имеющими задолженность по уплате налогов; информирование о неуплате налогов; практика 'самообложения'. Под последней понимается такой порядок, когда налогоплательщик определяет основу обложения и величину налога, добровольно подает декларацию налоговым органам и вносит указанный в ней налог; при наличии ошибок в декларациях налоговые органы извещают налогоплательщика об этом и просят представить исправленную декларацию и лишь при неисполнении этого налагают взыскание.
Думается, что предложенные меры, а также применение законодательной практики других государств будут способствовать разрешению проблемы, с которой столкнулась Россия.