Что касается вопроса реорганизации системы сбора налогов, то необходимо отметить, что с 1775 г. поступление податей контролировала Казенная палата и ее губернские управления. Однако податная деятельность этого учреждения ограничивалась в основном учетом поступления налогов и носила преимущественно канцелярский характер. Что характерно, Казенная палата даже не имела специального податного аппарата, и непосредственный сбор налогов был возложен на органы полиции. С переходом на новую систему налогообложения, ориентированную на обложение доходов, а также с увеличением числа новых сборов обнаружилась несостоятельность Казенной палаты как фискального органа. В конечном итоге при Казенной палате был учрежден институт податных инспекторов, их штат составлял 500 человек. Податные инспектора осуществляли надзор за полным и своевременным сбором налогов на местах. К основным функциям податных инспекторов можно отнести: наблюдение за правильностью привлечения к платежу земель, подлежащих обложению государственным поземельным налогом; проверка ведомостей по налогу с недвижимости; сбор сведений о составе открывшихся наследств; уточнение доходности и ценности земельных угодий, лесных пространств, горного и соляного промыслов; сбор и представление в Казенную палату сведений о состоянии торговли и промышленности; установление времени года, когда крестьяне располагают наибольшими платежными средствами от сельского хозяйства и промыслов; контроль за своевременностью принятия мер взыскания недоимок по налогам. Кроме того, чины податных инспекций были обязаны: присутствовать при составлении акта об уничтожении пожаром или стихийным бедствием недвижимого имущества, облагаемого налогом; наблюдать за правильностью торговли; осуществлять проверки, а в случае выявления нарушений - составлять протоколы и возбуждать дела.
Такая система сбора налогов, изымавшая более половины дохода крестьян, вызывала серьезное недовольство и, как следствие, массовое уклонение от уплаты налогов. В этом случае налоги просто 'выбивали' с помощью полиции, а при открытом сопротивлении податные инспектора могли рассчитывать на содействие регулярных частей.
Значительное количество акцизных платежей влекло за собой распространение различных акцизных нарушений, которые проявлялись в уклонении от уплаты акцизного сбора.
Для выявления истинной платежеспособности, оборотов и прибыли налогоплательщика податным инспекторам предписывалось исследовать его кредитные и банковские операции, установить, на собственный капитал осуществляется коммерческая деятельность или используются кредиты, выяснить условия заготовки или закупки товаров, а также производства и сбыта продукции.
Подводя итог данного периода в развитии налоговой системы в России, необходимо сказать, что, несмотря на критику в ее несовершенстве, налоговая система действовала и приносила реальный доход в казну.
После того как страна погрузилась в пучину революций, ни о каких налогах речи и не было. Правительства, сначала временное, а затем и большевистское, занимались решением в основном политических задач. В период с октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, а податный аппарат полностью расформирован. Это и не удивительно, поскольку большевики планировали построение экономики нерыночного, директивного типа, где отсутствует частная собственность, а хозяйственные связи основываются не на товарно-денежных отношениях, а на принципе административного продуктораспределения из единого центра. С отменой права собственности на землю, с аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные легальные объекты налогообложения. Налоговая политика государства сводилась лишь к принудительному натуральному сбору с крестьянства - продразверстке. Каждая область, каждый уезд, каждая волость, крестьянская община должны были сдавать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов в зависимости от предполагаемого урожая. По сути, это изъятие даже не носило характер налога, хотя за счет него государственная казна пополнялась на 80%, что в два раза превышало земельные налоги и выплаты в 1913 г. В период становления большевистской власти налоги являлись орудием обезвреживания буржуазии, одним из средств осуществления и закрепления диктатуры рабочего класса, а не источником доходов. А в результате национализации промышленности и торговли налогообложение в городе практически прекратилось.
Ситуация изменилась коренным образом с переходом к новой экономической политике, провозглашенной на Х съезде большевистской компартии в марте 1921 г., когда начался процесс 'размораживания рыночных отношений'. Естественно, возникает необходимость восстановления финансовой системы государства, а с появлением частной собственности - и институтов сбора налогов. Хотя полное восстановление прежней податной системы было невозможным, постоянно растущие нужды государства требовали использования всех возможных форм прямого и косвенного налогообложения.
Уже на съезде было принято решение о замене продразверстки продналогом, что, собственно, и положило начало новой экономической политике. Размер налога был в два раза меньше по сравнению с разверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточное крестьянство. Остатки продукции можно было реализовывать по свободным ценам на рынке. Разрешались (правда, в крайне ограниченном размере) аренда земли и применение наемного труда. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, промысловой, кредитной, сельскохозяйственной и других. В городе частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие промышленные и торговые предприятия. К середине 20-х годов капиталистический сектор включал примерно 20% промышленных объектов, где производилось 5% всей продукции. В розничной торговле частные предприниматели контролировали около 53% товарооборота. У населения появились свободные денежные средства, и государство приступило к планомерному их изъятию с помощью системы налогов.
Ослабленность органов налогового контроля и полное отсутствие данных для определения платежеспособности различных категорий налогоплательщиков заставляли государство использовать наиболее примитивные способы налогообложения. Советское правительство прибегало к крайне упрощенному, но гарантирующему достаточные поступления общегражданскому налогу, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное на разряды.
В 1923 г. была проведена реформа обложения крестьянства и установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследства и дарения, гербовый сбор. Необходимость увеличения налоговых поступлений привела к широкому развитию косвенного налогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки и пиво, сахар, керосин и смазочные масла, текстильные изделия. Подобная обширность акцизного обложения определялась прежде всего низкой покупательной способностью населения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов.
Для непосредственного взимания прямых налогов и осуществления контроля за своевременностью их уплаты была создана система финансовых инспекторов и агентов. Сбор акцизов возлагался на инспекторов косвенных налогов и их помощников, а сельскохозяйственного налога - на волостные и районные исполкомы. Централизованное руководство процессом сбора налогов осуществляли наркоматы финансов СССР, союзных и автономных республик, уполнаркомфины, а также областные, губернские, окружные и уездные финотделы.
Причем ставки налогов были непомерно высокими, ведь государству все время требовались дополнительные денежные средства для реализации различных 'проектов'. Закономерным ответом стало массовое уклонение от уплаты налогов. Стремление государства искоренить подобные проявления привело к резкому усилению мер уголовных репрессий, направленных против налоговых правонарушений. В Уголовном кодексе РСФСР в редакции от 1922 г., в разделе 'Преступления против порядка управления' содержался целый ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления против порядка налогообложения. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось как скрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти.
С момента введения уголовной ответственности за налоговые преступления их доля в общей преступности и среди преступлений против порядка управления становится весьма значительной. В 1922 г. по РСФСР из общего числа 107 704 осужденных за преступления против порядка управления 20 572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей и налогов, в то время как за преступления против личности осуждены всего 19 476 человек, а за должностные преступления - 16 241 человек. В 1924 г. в СССР за уклонение от уплаты налогов были осуждены уже 26 152 человека. Большое число дел о налоговых преступлениях привело даже к необходимости создания налоговых судов. Однако преступлений не становилось меньше.
Думается, небезынтересным будет рассмотрение способов уклонения от уплаты налогов, применявшихся 'нэпманами'. Одними из самых распространенных являются 'ликвидация предприятия' на тот момент, когда наставала обязанность платить налоги, а также создание кооперативов, которые пользовались налоговыми льготами. В среде розничных торговцев и владельцев питейных заведений не менее популярным способом ухода от налогов была так называемая подыменная торговля. Ее суть сводилась к осуществлению торговли на основании патентов, приобретенных на подставных лиц (например, на имя инвалида, который имел право осуществлять торговлю по бесплатному патенту). Часто применялось ведение двойных книг, когда в первом экземпляре, предназначенном для предъявления налоговому инспектору, отражались лишь незначительные сделки. Во второй же книге все сделки отражались в полном объеме, но предназначалась она только для хозяина. Трудно не заметить, что наши нынешние предприниматели недалеко ушли от 'нэпманов' двадцатых годов.