23 мая 2001 г. нотариусы г. Москвы на своем внеочередном общем собрании избирали нового, президента Московской городской нотариальной палаты (МГНП) - самой крупной нотариальной организации России. Избранный в 1999 г. президентом Палаты Шарафетдинов Н.Ф. в марте сложил полномочия в связи с избранием его исполняющим обязанности президента Федеральной нотариальной палаты вместо трагически погибшего Тихенко А.И.
В числе кандидатов в президенты баллотировался первый президент Федеральной нотариальной палаты вице-президент МГНП Виктор Сергеевич Репин - доктор юридических наук, профессор. Его кандидатуру выдвинули около 200 нотариусов. Его основным оппонентом выступила Наталья Шиндина - один из самых опытных московских нотариусов, кандидатуру которой поддержала группа нотариусов, возглавляемая Алексеем Сафоновым, занимавшим в течение двух месяцев 1999 года должность вице-президента Федеральной нотариальной палаты.
Подведя итоги тайного голосования более чем 500 нотариусов - членов Палаты, избирательная комиссия доложила собранию, что ни один из кандидатов не набрал необходимого для победы количества голосов (Репин - 257 голосов, Шиндина - 222). Таким образом, выборы президента Палаты не состоялись и вопрос о том, кто возглавит нотариат г. Москвы, на сегодня остался открытым.
Вместе с тем, от решения этого вопроса во многом зависит дальнейший путь и перспективы развития нотариата не только Москвы, но и всей России.
Для правильного осознания ситуации, в которой оказались московские нотариусы, достаточно вспомнить этапы становления и развития нового российского нотариата.
Свободный нотариус - в любой западноевропейской стране эта профессия престижна и уважаема. У населения давно вошло в норму обращаться к нотариусу по всем мало-мальски важным вопросам, требующим законного юридического оформления. Более того, каждая среднесостоятельная семья имеет не только своего адвоката, но и обращается к одному и тому же 'своему' нотариусу. Поэтому подобная система оформления прав собственника создает надежную гарантию его защиты со стороны закона.
В России, к сожалению, такая практика еще не принята, а свободный нотариат только несколько лет начал активное свое возрождение. И это при том, что российский нотариат богат своими традициями. В дореволюционной России законодательство о нотариате тяготело к законодательствам Австрии, Франции, Баварии, основанных на принципах свободного нотариата. Причем нотариальные документы, составленные российскими нотариусами, принимались тогда во всех странах мира. Однако, после Октябрьской революции с отменой частной собственности на землю, средства производства и недвижимость, произошла ликвидация свободного российского нотариата, существовавшего свыше 50 лет, и заменена государственным нотариатом и контролируемая партийными органами.
Принятые 11 февраля 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате' дали мощный толчок и открыли широкую дорогу развитию свободному частному нотариату. С этого момента начался переходный период от государственного нотариата к небюджетному нотариату, который существует в большинстве цивилизованных стран мира.
Опираясь на Конституцию РФ, государство реформирует свою правовую и судебную систему. Именно в этой связи и введен институт небюджетного (латинского) нотариата. Благодаря независимости и беспристрастности нотариусов, которые обязаны к тому же строго соблюдать профессиональную тайну, граждане получили, возможность свободного оформления заключаемых сделок и нотариальному заверению других документов, имеющих правовое значение. Избранная форма нотариата играет решающую роль в предотвращении конфликтов, что позволяет разгрузить судебные органы. Становление в России небюджетного нотариата, наряду с формированием банковской системы, безусловно является достижением рыночной экономики, шагом по пути развития правовой реформы в России.
Идея возрождения в России свободного нотариата родилась в Министерстве юстиции Российской Федерации и была поддержана Верховным судом и Верховным Советом РСФСР. Одним из основных разработчиков Основ законодательства РФ о нотариате выступил Репин В.С., работавший в то время начальником Управления Министерства. С принятием Основ он возглавил свободный нотариат России, став первым президентом городской нотариальной палаты, а затем Федеральной нотариальной палаты, его заместитель Скурлатов А.В. был избран президентом Московской городской нотариальной палаты, а скромный специалист Управления Тихенко Анатолий Иванович получил лицензию ? 1 на занятие частной нотариальной практикой.
Период деятельности Репина В.С. на посту президента ФНП с 1994 г. по 1996 г. характеризуется как наиболее сложный в развитии небюджетного нотариата, и как время, когда нотариату удалось организационно оформиться и добиться определенных успехов: повысилось качество нотариального обслуживания населения, исчезли очереди в нотариальных конторах. В мае 1995 г. года российские свободные нотариусы были приняты в Международный Союз Латинского нотариата (UINL), который ведет свое начало от латинского права и ориентируется на рыночную экономику. В настоящее время эта авторитетная международная организация объединяет нотариаты свыше 75 стран мира.
Между тем, Основы законодательства РФ о нотариате с принятием Гражданского кодекса РФ, Федерального закона 'О некоммерческих организациях' и иных новых законодательных актов стали нуждаться в серьезной переработке. В этих условиях Репин В.С. выступил инициатором разработки нового закона 'О нотариате'. Была проделана большая работа над законопроектом, проведены круглые столы в Госдуме и парламентские слушания в Совете Федерации РФ. Согласованный вариант законопроекта, разработанный командой Репина В.С. был принят Государственной Думой. При этом Думой было преодолено 'вето' Совета Федерации. В основе вето лежалоположение о добровольном членстве нотариусов в нотариальной палате (положение о добровольности членства заслуживает отдельного разговора).
Однако работу над законом не удалось довести до конца. На стадии подписания закона Президентом России были внесены поправки, которые учесть не удалось: в феврале 1996 г. Репина В.С. на посту президента ФНП сменил его бывший подчиненный Тихенко А.И., который проигнорировал созидательные законодательные инициативы Репина В.С.
Справедливости ради следует отметить, что Анатолий Иванович Тихенко был фанатично предан свободному нотариату, полностью отдающим себя работе, но одновременно бескомпромиссным, по принципиальным вопросам иногда занимал нейтральную позицию.
Первое, с чего начало руководство ФНП это уволило из Палаты всех, кто работал с Репиным В.С., и инициировал уголовное дело против него за якобы имеющиеся 'финансовые злоупотребления', которое было практически сразу же прекращено за отсутствием состава преступления.
Программа действий ФНП предусматривала, что Правление сосредоточит свои усилия на принятии около 10 законов, связанных с организацией и деятельностью нотариата России, и обеспечит их принятие. При этом приоритет отдавался законодательству о госпошлине (нотариальном тарифе), налоговому законодательству, изменениям в Гражданский кодекс РФ.
Однако основное внимание ФНП стала уделять почему-то принятию нового 'своего' закона 'О нотариате', эта работа была начата заново. Поэтому о какой-либо преемственности в работе ФНП говорить не приходится.
Все это привело к тому, что начиная с 1996 г. в свободном нотариате стал развиваться глубокий системный кризис.
Ни один из многочисленных законопроектов, в которых принимала участие ФНП, в том числе и 'О нотариате', не был поставлен даже на первые слушания в Госдуме.
Из поля зрения руководства ФНП выпали жизненно важные для нотариата России проблемы и прежде всего связанные с нотариальным удостоверением сделок с недвижимым имуществом и регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ФНП не принимала участие в разработке целого ряда важнейших для нотариата законопроектов, таких как 'О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним', Налоговый кодекс РФ. Не могла найти понимания и установить деловые контакты ни в Госдуме, ни в Минюсте РФ, ни в других государственных органах, несмотря на неоднократные попытки.
Пять лет деятельности Правления ФНП можно характеризовать как период застоя: не принято ни одного решения (закона или правового акта), направленного на развитие нотариата и совершенствование организации его деятельности. В итоге сейчас повсеместно происходит устранение нотариусов из процесса оформления сделок с недвижимостью, по вопросам налогообложения нотариусы необоснованно приравнены к предпринимателям. Так например, с 1 января 2001 г. в соответствии с Налоговым кодексом нотариусы обязаны взыскивать НДС, хотя по закону их деятельность предпринимательской не является. Для сравнения можно отметить, что тот же Налоговый кодекс освобождает адвокатов от взимания НДС, хотя они оказывают гражданам и юридическим лицам платные правовые услуги, а нотариусы, действуя от имени государства, исполняют государственную публично-правовую функцию.
Имея массу нерешенных внутренних проблем, руководство ФНП к сожалению основное внимание стало уделять заманчивому развитию международных контактов. Приоритетным направлением работы стали организация и проведение международных семинаров, в основном с нотариатом Швейцарии. Немалые финансовые средства шли на финансирование этих мероприятий, иногда в ущерб региональным нотариальным палатам. При этом распоряжение значительными средствами ФНП приняла на себя.
Данная схема работы оказалась очень удобной для руководства ФНП. Финансовая поддержка региональных нотариальных палат обеспечивала их голоса в высшем органе ФНП - собрании представителей региональных нотариальных палат.
Характерно также то, что в соответствии с уставом ФНП каждая региональная нотариальная палата при принятии решения имела один голос, невзирая на количество входящих в нее нотариусов, что позволяло ФНП принимать любые решения без учета мнения нотариальных палат крупных регионов. Так Московская городская нотариальная палата, объединяющая 650 нотариусов, имеет 1 голос, так же, как, например, нотариальная палата Ханты-Мансийского автономного округа. Таким образом, любые инициативы и решения президента ФНП, подкрепленные ко всему его ораторским искусством, утверждались автоматически и Тихенко превратился в единоличного начальника российского нотариата. Этап демократического управления нотариатом завершился.