Существующая система заключения срочных трудовых контрактов о службе в таможенных органах снижает общий уровень гарантий для сотрудников таможенных органов и нарушает принцип 'неухудшения условий труда'. Должны быть применены положения об 'аналогии закона', в соответствии с которыми ст. 17 КЗоТ РФ устанавливает ограничения для заключения срочных трудовых договоров (контрактов). Их применение возможно лишь в случаях, когда отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом. Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает только четыре случая, когда возможно ограничение прав гражданина, поэтому введение срочных трудовых контрактов можно рассматривать как противоречие Конституции РФ.
Особенностью контракта о службе в таможенных органах является большая степень несамостоятельности сторон (таможенного органа и сотрудника) в установлении прав и обязанностей сторон, отличных от закрепленных в законе или подзаконных нормативных актах, в силу специфики выполняемых должностных обязанностей сотрудником таможенного органа. Если условия контракта полностью совпадают с установленными законодательством нормами, то, представляется, нет необходимости дублировать законодательство и заключать контракт о службе в таможенных органах. Дело в том, что контракт лишь систематизирует все то, что касается особенностей организации прохождения службы в таможенных органах и правового положения должностного лица таможенного органа. Иногда стороны могут и не знать о существовании норм, которые, тем не менее, действуют и регулируют их отношения. Возможности сторон контракта ограничены также в связи с бюджетным источником финансирования службы в таможенных органах, установлением лимитов фонда оплаты труда.
Таким образом, права и обязанности, установленные в контракте о службе в таможенных органах с сотрудником, должны соответствовать законодательно установленным правилам. При этом недействительными будут являться не только те положения контракта, которые ухудшают положение сотрудника таможенного органа по сравнению с трудовым законодательством, но и те, которые приняты в противоречие специальных актов о статусе должностных лиц таможенных органов.
Контракт о службе в таможенных органах не исключает необходимости издания приказа о назначении на должность, который должен быть подписан начальником таможенного органа и объявлен сотруднику под расписку. То есть у лица, заключившего контракт о вступлении в должность соответствующего таможенного органа, но еще не назначенного на нее, отсутствует право исполнять должностные функции, предусмотренные контрактом о службе в таможенных органах.
Проводимые радикальные реформы государственной службы в РФ обусловливают повышение роли и значения службы в таможенных органах как эффективного инструмента, призванного обеспечивать реализацию задач и функций государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Проблемы развития и совершенствования таможенной службы, в т. ч. ее правового обеспечения, недостаточно исследованы, несмотря на их важность, хотя внимание к ним за последние годы заметно возросло.
К сожалению, следует признать, что юридическая наука ничем не смогла помочь при разработке Федерального закона 'О службе в таможенных органах Российской Федерации', поскольку сама концепция правовой организации государственной службы в России находится даже не в стадии разработки, а в стадии постановки проблемы. При таких условиях законотворческая практика, инициированная ГТК России, Федеральным законом 'О службе в таможенных органах Российской Федерации', вынуждена идти впереди правовой теории, формулируя перед последней конкретные задачи, решение которых ей предстоит обосновать.
* * *
1 Собрание законодательства РФ. 1995. ?31. Ст. 3301.
2 Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России: тезисы докладов научно-практического семинара (УрАГС). Екатеринбург, 1995. С. 16.
3 Собрание законодательства РФ. 1997. ?30. Ст. 3586.
4 Российское таможенное право. Учебник / Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1997. С. 16.
5 Подробно см.: Козлова Н.В. Коммерц-коллегия в 20-50 годах 18 в. // Государственные учреждения России. С. 137-167.
6 См.: Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993. С. 10.
7 Собрание законодательства РФ. 1997. ?30. Ст. 3586.
8 Собрание законодательства РФ. 1993. ?52. Ст. 5065.
9 Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. ?31. Ст. 1224.
10 Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995. С. 15.
11 Собрание законодательства РФ. 1997. ?30. Ст. 3586.
12 Собрание законодательства. 1997. ?51. Ст. 5803.
13 Там же. 1995. ?19. Ст. 1758.
14 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник. Часть общая / Под ред. А.П. Коренева. М., 1998. С. 115.