Ст. 145 НК РФ "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика" (в редакции, введенной в действие с 1.01. 2001 Федеральным законом от 29.12 2000 ? 166-ФЗ)
1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
2. Положение пункта 1 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
3. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
4. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими условий, перечисленных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.
5. В течение 10 дней, считая со дня представления документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, налоговые органы производят их проверку и выносят решение соответственно:
о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение; о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отказе в таком продлении. 6. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае непредставления налогоплательщиком документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи (либо представления документов, содержащих недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени.
Освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК распространяется на случаи, когда:
речь не идет об операциях с подакцизным товаром и (или) подакцизным минеральным сырьем, а также товаром, ввозимым на таможенную территорию РФ; за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж у налогоплательщика не превысила в совокупности один миллион рублей. Освобождению от НДС подлежит не только реализация товаров (работ, услуг), но и передача права собственности на товары или передача результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе то и другое на территории РФ (исходя из правил ст.146 п.1 пп.1).
Не имеет отношения к освобождению от уплаты НДС, т.е. правила ст. 145 не применяются и, соответственно, в льготный один миллион рублей выручки от реализации включению не подлежат объемы операций:
исключенные из данной льготы по НДС, а именно: по ввозу товаров на таможенную территорию РФ; по реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья; иных операций, входящих в объект обложения НДС по правилам ст. 153 НК, а именно: передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций; выполнение СМР для собственного потребления; налоговых агентов по правилам ст. 161 п.1 и ст. 166 п.3 НК (см. далее в настоящей публикации); не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) по перечню ст. 149, 150, а также по исключениям в особенностях определения налоговой базы по ст. 151, 152, 154 п.7, 156-162; облагаемые по нулевой ставке по ст. 164 НК. Сама реализация таких товаров налоговую базу будет увеличивать, т.к. из суммы оборотов по операциям, по которым исчисляется база, нужно вычесть суммы НДС и налога с продаж по правилам определения налоговой базы. Например, по ст. 153, 154 п.1,2,4,6 и ст. 159 п.1 НК; которые реализацией не являются и в объект обложения НДС не входят по перечню п. 2 ст. 146 НК (передача товаров (выполнения работ и оказания услуг). Правила об освобождении от НДС по ст. 145 НК подлежат распространению и на иностранные организации. Однако только на тех, которые состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ (ст. 144 п.2 НК 2-й части) и при том осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Ведь если на иностранную, например, оффшорную компанию распространяются обязанности по уплате НДС, то на нее также должны распространяться и льготы налогового законодательства РФ. И иного законодатель не устанавливал.
С введением в действие 2-й части НК права таких иностранных организаций, точнее, их представительств на льготу по НДС не изменились. А ранее Минфин в конкретной ситуации указывал на следующее.
"В части уплаты представительством американской компании налога на добавленную стоимость сообщаем, что согласно пп. "э" п.1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991г. ?1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) обороты по реализации продукции СМИ от налога на добавленную стоимость освобождены независимо от того, Российская или иностранная организация осуществляет реализацию данной продукции. В связи с этим периодические издания, реализуемые на территории Российской Федерации представительством американской фирмы, налогом на добавленную стоимость не облагаются" (письмо Минфина РФ от 29 мая 1999 г. ? 04-06-05).
Да и МНС указывал на следующее: "Иностранные юридические лица обязаны исчислять НДС и спецналог в соответствии с требованиями Инструкции ГНС России от 9.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" с последующими изменениями и дополнениями, независимо от принятого метода исчисления налога на прибыль, - прямого или условного" (Письмо ГНС РФ от 3 мая 1995 г. N ЮУ-6-06/246).
Чтобы возложить на налогоплательщика обязанности платить НДС иная налоговая инспекция любую из вышеперечисленных операций может надумать включить в льготный один миллион рублей.
Для таких случаев аргументы возражений и действий налогоплательщика могут быть, например, следующие.
1) Задать налоговой инспекции вопрос. Операции, которые не входят в предусмотренные ст. 145 для освобождения от НДС, т.е. операции помимо выручки, должны включаться в льготный один миллион рублей выручки на основании какой нормы или каких норм? Вопрос этот естественный, ведь кроме ограничений по объему выручки от реализации товаров, работ, услуг - право на освобождение от НДС по ст. 145 ограничивать включением в выручку объемов иных операций законодатель не предусматривает.
Кстати. Ограничения на освобождение от НДС, установленные для иных операций (например, по ст. 149 п.7, 150 п.2, 156 п.2, 186 п.2 и других) относятся не к правилам ст.145, а к иным нормам главы 23 НК.
2) Обратить внимание налоговой инспекции на следующие обстоятельства.
Освобождение от НДС по ст.145 относится к операциям только по одной налоговой базе - выручке от реализации товаров (работ, услуг).
Только к операциям по этой базе законодатель отнес ограничение - 1 млн. руб. на освобождение от НДС по ст. 145.
Иных операций и баз, ограничивающих право на данную льготу, законодатель не предусматривает.
Поэтому на вопрос налоговой инспекции, типа того: "почему какие-либо операции должны исключаться при определении базы?"- есть ответ. А именно, иные операции, кроме выручки от реализации к льготе по ст. 145 отношения не имеют. На основании общепринятого правила о том, что нормы закона надлежит толковать буквально, не домысливая. Это правило обязательно не только для нас с Вами - налогоплательщиков, но и для всех правоприменителей (налоговой инспекции, суда и любых других органов).
Между прочим. Определение базы имеет отношение не к освобождению от налога, а, наоборот, - к обязанности платить налог.
Сейчас налоговый период составляет месяц, а для малых предприятий - квартал. Последним, из числа вновь созданных, для освобождения от НДС придется ждать, пока их возраст достигнет трех налоговых периодов.