Несмотря на все усилия федеральных ведомств. Поправки к закону о валютном регулировании до сих пор не согласованы. Причина этого - взаимоисключающие позиции по ряду ключевых вопросов у Минэкономразвития с одной стороны и у Минфина и Центробанка с другой.
Все та же норма
Общественности более всего интересно, в какой степени поправки к закону снизят нормы обязательной продажи валютной выручки. Однако, как отметил в беседе с корреспондентом БПИ заместитель министра экономразвития и торговли Аркадий Дворкович, как раз данный вопрос не является самым важным. По его мнению, так как Центробанк к настоящему времени уже закончил наращивание свих резервов и не нуждается в массированной скупке валюты, то и сохранение нормы обязательной продажи не нужно.
Скупка валюты требует печатания новых рублей, что препятствует борьбе с инфляцией. Если Центробанк будет обязан скупать всю поступающую в страну валюту, то темпы прироста денежной массы, а с ними и инфляция, будут напрямую связаны с объемами экспорта. Чем больше экспорт - тем больше инфляция. Чтобы снизить инфляцию, основные ведомства согласились снизить норму обязательной продажи до 30-35%. При этом Минэкономразвития требует в дальнейшем снизить этот показатель вообще до нуля, против чего выступают Минфин и Центробанк.
Стоит отметить, что экспортеры готовы и сами, добровольно продавать валюту на сумму, куда большую, чем 50 и тем более - 30% от выручки. При этом, кстати, чем меньше действующая норма обязательной продажи, тем она абсурднее выглядит. Ведь рублевые затраты экспортеров достаточно велики: им необходимо обеспечить процесс воспроизводства, заплатить налоги и погасить кредиты. Соответственно они просто вынуждены конвертировать значительную часть своей выручки в рубли без какого-либо давления со стороны государства.
Если же часть обязательств экспортеров выражена в иностранной валюте, а закон заставляет продать больше, чем им надо, то излишне проданную валюту они вынуждены выкупать на рынке, по сути, сами у себя. Фактически в их свободном распоряжении остается только чистая прибыль. Именно ее экспортеры и могут позволить себе держать в валюте или рублях. Но в каких, интересно, экспортоориентированных отраслях чистая прибыль превышает половину оборота, да еще является значимой для многомиллиардного внутреннего валютного рынка?!
Даже если такие отрасли и существуют, не лучше ли их сверхприбыль изымать повышенными таможенными пошлинами, рентными и иными сборами в бюджет, а не наказывать принудительной конверсией выручки в национальную валюту? Тогда хоть будет явно виден государственный интерес. Что же касается принципа равномерности поступления выручки на рынок, то он в принципе не может соблюдаться по той простой причине, что никто в условиях рынка не гарантирует и не может гарантировать стабильность поступления самой экспортной выручки.
Разрешить нельзя уведомить
Более серьезный пункт разногласий касается мониторинга операций, связанный с переводом капитала за рубеж (капитальных операций). От этих операций зависит платежный баланс России. Контролируя эти операции, Центробанк пытается бороться с оттоком капиталов.
В Минэкономразвития считают, что поскольку эта борьба до последнего времени шла безуспешно, то и нечего портить нервы хозяйствующим субъектам. Минэкономразвития настаивает, чтобы в законе содержался закрытый список операций, по которым действует уведомительный порядок. То есть будет четко фиксированный перечень сделок, о совершении которых следует уведомлять Центробанк. Центробанк же настаивает не на уведомительном, а на разрешительном порядке совершения операций. При этом ЦБ хотел бы сам определять список сделок, по которым вводится разрешительный порядок.
Возражения либеральных экономистов достаточно резонны. Валюта, которую хозяйственным субъектам запрещают использовать по своему усмотрению, все равно ни "в закрома Родины", ни на рынок не попадает. В таких условиях предприниматели легко находят способы обеспечения своего интереса, но, к сожалению, вопреки интересам государства (например, оставляют выручку за рубежом, занизив цену экспортного контракта). Иначе чем объяснить наличие в собственности российских олигархов роскошных вилл на Лазурном берегу, несмотря на жесткое валютное регулирование и тотальный контроль? В этой связи весьма любопытным представляется собой заявления первого зампреда ЦБ Олега Вьюгина, который признал, что существуют предложения по отмене практически всех ограничений по переводу капиталов за границу, но при этом напомнил, что практически во всех странах есть такие ограничения.
В их числе находятся, например, меры, ограничивающие возможности увода денег от налогов и легализацию средств, полученных преступным путем. Вместе с тем, закон не должен запрещать осуществление инвестиций за рубежом. По словам Вьюгина, разногласия между ведомствами - Минфином и Минэкономразвития - не дали возможность завершить работу над новым текстом закона. В связи с этим, по словам Вьюгина, "Банк России предложит вариант, который бы удовлетворил обе стороны". Однако срыв запланированного на сегодняшний день заседания правительства по этому вопросу как раз был связан с тем, что компромисса достичь не удалось. Центробанк фактически предложил законопроект, исключающий позиции МЭРТа. В результате согласовывать позиции ведомств придется на закрытом совещании с участием премьера.
Судя по всему, ведомственные разногласия настолько непреодолимы, что в данной ситуации возможно лишь политическое решение по спорным вопросам. Возможно, что гордиев узел противоречий и должне был разрубить сегодня Михаил Касьянов. По мнению экспертов, вероятно, что Банку России будет предоставлены права запрещать некоторые, наиболее масштабные финансовые операции.