Являясь социальной системой, каждое государство на любом историческом этапе с неизбежностью пользовалось объективным механизмом регулирования своей жизнедеятельности путем прямого воздействия на тот или иной управляемый объект (прямых связей) с учетом возможных последствий (обратных связей), которые это прямое воздействие способно вызвать. Можно допустить, что вначале управление осуществлялось стихийно, методом 'проб и ошибок', однако сам факт существования государств свидетельствует о том, что такое управление было неизбежно, то есть для того, чтобы проводить в жизнь определенную политику, государства на любом этапе развития направляли принадлежащие им заранее аккумулированные средства на покрытие расходов для реализации стоящих перед ними приоритетных задач.
Необходимость взимания налогов (первоначально нерегулярно, в натуральном виде) появилась и развивалась вместе с возникновением и становлением государств. Со временем, по мере укрепления государств и расширения запросов светской власти (содержание армии и т.д.), устанавливаются обязательные и регулярные взимания с населения в ее пользу.
Исторически первые государства - восточные деспотии (Древняя Ассирия, Египет, Индия, Китай и др.) - нуждались в средствах для содержания власти, а также для создания и поддержания систем орошения, необходимых для земледелия. Их географическое положение, расположение в центре материков обуславливало повышенные требования к постоянному водоснабжению. Например, в Древнем Китае (примерно III в. до н.э.), разделенном на области и уезды, во главе которых стояли гражданские и военные губернаторы, была создана совершенная налоговая система и чеканилась единая монета. В целом для древних восточных деспотий, в государственных аппаратах которых особое место занимали такие ведомства, как военное, финансовое и общественных работ, хорошо организованная, систематическая централизация определенной части денежных средств была необходима для нормальной жизнедеятельности.
Города-государства Древней Греции тратили значительные суммы на оборонительные сооружения. В VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.
Древняя Греция состояла в основном из городов-полисов, где население уплачивало часть своих доходов на содержание наемных армий (ввиду постоянных войн между городами-государствами), возведение укреплений вокруг городов, строительство храмов и т.д. Однако в Афинах (первое государство, в основе правления которого лежал принцип демократии) считалось, что свободный человек в мирное время должен осуществлять только добровольные пожертвования.
В Древнем Риме, становление и формирование государственности которого осуществлялось в три периода, сменявшие друг друга, соответственно происходили изменения и преобразования налоговой системы2. Возникновение Древнего Рима относится примерно к VIII в. до н.э. Территория государства включала собственно Рим и его окрестности: население состояло из 3 племен (30 курий, 300 родов). Расходы по управлению таким государством были невелики, члены Сената управляли государством безвозмездно, и в мирное время население налогов не платило. Только в военное время граждане делали отчисления в соответствии со своим имущественным положением на основании декларации о доходах. Расходы направлялись в основном на осуществление общественных работ. По мере превращения Рима в колоссальную империю (образование колоний и провинций, в которые входили завоеванные территории, относится примерно к IV-III в. до н.э.) происходили изменения в налоговой системе. В колониях и провинциях вводились местные налоги и повинности. Конечная их величина зависела от размеров состояния граждан. При этом граждане, проживавшие вне собственно Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
Первоначально в римских провинциях не было государственных финансовых органов и центральная власть предоставляла откупщикам, деятельность которых практически не контролировалась, право взимания налоговых платежей с населения. В результате подобной организации сбора налогов процветала коррупция и естественным следствием явилось снижение государственных доходов. Финансовые учреждения в Риме были созданы только императором Августом Октавианом (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.), который осуществил ряд мер по реорганизации налоговой системы государства. Были введены налоги на землю, фруктовые деревья, недвижимость, крупный рогатый скот и рабов. Это были прямые налоги. Появились и косвенные налоги, такие, как налог с оборота (обычно - 1 %, налог с оборота при торговле рабами - 4%, налог на освобождение рабов - 5%).
Необходимо при этом напомнить, что именно Римское право, основные положения которого были воплощены позже в Кодексе Наполеона, легло в основу континентального права, которым пользуются в несколько различной интерпретации многие страны и по сей день.
В нашей стране самые примитивные правила, опосредующие переход права собственности от населения к государству, возникли в связи со сбором дани (прообраз налога) примерно в 862 г. (считается, что Русское государство возникло в это время).
В средневековье, когда в результате объединения разрозненных земель при князе Ярославе Мудром (ок. 978-1054 гг.) возникла Киевская Русь, стали процветать торговля, ремесла, наука, в качестве регулярного налога взималась дань, а в качестве разовых - торговые и судебные пошлины. В том числе такие торговые, как 'мыт' - провоз товаров через горные заставы, 'перевоз' - переправа через реку, 'вес' и 'мера' за взвешивание и измерение товара. Судебные пошлины - 'виры' - устанавливались первым письменным сводом законов Русского государства - Русской Правдой. ('Кто убьет человека, то с убийцы взыскать деньгами в Казну: за голову боярина, граждан именитых - 80 гривен, за всякого человека свободного русского - 40 гривен, за убийство жены - полвиры, с вора домашнего взыскивается в казну 3 гривны').
В ходе усиления Московского государства подати приобретают характер государственных налогов (появляются оброки, оклады). В основном выделялись три вида податей: поземельная, за двор или дом ('дым') и поголовная.
Таким образом, напрашивается вывод, что любая социальная система, становящаяся в процессе эволюции государством, нуждалась в средствах на содержание органов публичной власти и армии и, следовательно, компетентные органы государства, устанавливая правила по поводу взимания этих средств, оказывали прямое воздействие на среду (объект управления). Расходы могли быть больше или меньше в зависимости от конкретных обстоятельств (войны, эпидемии, другие чрезвычайные обстоятельства, требующие текущих затрат). Однако всегда публичная власть для осуществления централизованного управления нуждалась в источниках образования фондов материальных средств или в доходах, которые предполагалось иметь на постоянной основе (военная добыча не могла считаться постоянным источником). То есть управление могло осуществляться только при помощи постоянного и непрерывного поступления средств. Таким образом, еще в древности возникает прообраз такой категории, как налог, который, как мы видим, является инструментом (средством) государственного управления.
Очевидно, что любая категория имеет сущность и содержание, и налоги (как и финансы в целом), будучи, с одной стороны, частью денежных фондов в материальном смысле, которыми владеет, пользуется и распоряжается государство, с другой стороны, являются общественными отношениями по поводу порядка их установления специальными компетентными органами, взимания с облагаемых субъектов и контроля за взиманием.
Следовательно, с возникновением любого государства появляется специфическая область общественных отношений, требующая специальной регламентации. На первых этапах возникновения государственности это мог быть (и был) обычай, а позже - закон или прецедент, но неизбежно объективно возникают обязательные правила (с помощью которых осуществляется как прямое управляющее воздействие, так и воздействие, корректирующее отраженный процесс), регулирующие общественные отношения по поводу перехода права собственности на определенную часть материальных благ от населения к государству, то есть от одного собственника к другому. Эти правила предполагают возможное наличие определенного принуждения и поэтому подкрепляются наличием государственного силового аппарата.
Таким образом, представляется бесспорным то, что государство не может существовать без системы налогов, как и налоги не могут взиматься вне государства. При этом характер и объем фискальной деятельности государства и правила, которые регламентируют этот процесс, меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных задач и целей в отдельно взятой стране на каком-либо определенном временном отрезке.
C учетом всего вышесказанного представляется спорной точка зрения тех ученых, которые считали, что финансовое право, институтом которого выступает налоговое право, не являлось самостоятельной отраслью, но выделилось из других отраслей права, например государственного или конституционного. И не случаен тот факт, что многие русские ученые признавали финансовое право самостоятельной отраслью права6.
Таким образом, можно сказать, что взимание некоторой доли дохода населения с целью дальнейшего его перераспределения и использования - это древнейший инструмент, с помощью которого существовало любое государство (и без которого не могло бы существовать как саморегулирующаяся социальная система), независимо от времени (эпохи) и места (территории) и независимо от того, пользовалось ли государство на ранних стадиях обычным правом или на более поздних стадиях прецедентным или кодифицированным правом (как средством прямого и корректирующего воздействия на управляемую среду).
Налоги как категория появились в древности, и проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Так, Ф.Аквинский (1226-1274) определял налоги как 'дозволенную форму грабежа', а Ш.Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Однако подлинно научная теория налогообложения была создана Давидом Рикардо и Адамом Смитом только в конце XVIII в. А.Смит (1723-1790) считал, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Позже К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства как 'взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти...'. При этом минимальный размер налогового бремени определялся суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.