Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов) также и в случае использования кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения. В соответствии с п.5 ст.40 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных органов, государственных и муниципальных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения предвыборной агитации;
г) использование на безвозмездной основе или использование на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов;
д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, в том числе государственными или муниципальными служащими, в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
е) преимущественный (по сравнению с другими кандидатами) доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массовых мероприятий, организуемых государственными и муниципальными органами и организациями.
В целом ряде случаев отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) является применением не наказательной санкции (меры конституционно-правовой ответственности за совершение избирательного правонарушения), а применением правообеспечительной или правовосстановительной меры.
Последняя направлена не на наказание правонарушителей, а на обеспечение либо восстановление правопорядка, на безусловное выполнение в конкретных правоприменительных ситуациях квалификационных и иных юридических требований. Здесь основанием отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) выступает не избирательное правонарушение (виновное противоправное деяние определенных участников выборов, нарушающее законодательство о выборах и влекущее применение установленных законом мер ответственности), а сам объективный юридический факт несоответствия (противоречия) определенным требованиям закона статуса, состояния, результата деятельности (например, факт отсутствия определенного избирательного документа, факт наличия двойной регистрации кандидата в разных избирательных округах, факт утраты пассивного избирательного права и др.).
Отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) как применение правообеспечительной либо правовосстановительной меры воздействия возможен в следующих случаях, определенных в п.23 ст.38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав:
отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с законом о выборах для регистрации кандидата (списка кандидатов);
недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов);
превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из списка кандидатов более чем на 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов;
наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением, избирательным блоком одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению соответствующей избирательной комиссии, установленный законом (п.3 ст.38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав), является исчерпывающим и не подлежит расширению в законах субъектов Российской Федерации.
Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов). Применение меры конституционно-правовой ответственности в виде отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) допустимо в порядке и на основаниях, определенных законом. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) состоит в лишении граждан, обладающих пассивным избирательным правом, статуса зарегистрированных кандидатов. Тем самым, гражданину (группе граждан) отказывается в праве реализации ими пассивного избирательного права на конкретных выборах.
В п.5 ст.76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав установлен перечень избирательных правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации. Такими правонарушениями законодатель признает противоправные (нарушающие нормы законодательства о выборах) виновные деяния кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных блоков, избирательных объединений и их руководителей, иных организаций, действующих в целях избрания определенных кандидатов.
К числу оснований отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) отнесены:
а) вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации (их перечень приведен в п.23 ст.38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав);
б) использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) использование кандидатами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков преимуществ должностного или служебного положения;
г) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей. Под подкупом избирателей понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод избирателям с целью реализации ими своих избирательных прав в интересах определенного кандидата. Например, вручение избирателям денежных средств с условием, что они будут голосовать за (или против) определенного кандидата. Подкуп может осуществляться и с целью отказа гражданина в реализации им его избирательных прав;
д) нарушение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком п.1 ст.56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав (злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации, т.е. агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами);
е) установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства (установление аналогичного факта в отношении кандидата из списка кандидатов может служить только основанием для исключения данного кандидата из списка кандидатов).
В соответствии с п.5 ст.76 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Новый Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав, вступивший в силу в июне 2002 года, в отличие от ранее действовавшего Федерального закона:
во-первых, сузил круг оснований отмены регистрации кандидата (списка кандидатов);
во-вторых, сузил круг лиц, наделенных правом обращения с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов);
в-третьих, отмену регистрации кандидата (списка кандидатов) отнес к ведению суда по соответствующим правилам подсудности;
и, в-четвертых, сократил сроки обращения в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), а также сроки принятия судом решения по делу об отмене регистрации.
Отмену регистрации кандидата (списка кандидатов) следует отличать от такой меры воздействия как аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов). Аннулирование регистрации не является мерой конституционно-правовой ответственности и направлено не на наказание правонарушителей, а на обеспечение исполнения норм избирательного законодательства. Субъектом осуществления аннулирования регистрации является не суд, а соответствующая избирательная комиссия.