В действующем избирательном законодательстве не определены условия применения предупреждения как меры конституционно-правовой ответственности. Представляется, что данный пробел должен быть восполнен в перспективе в рамках проводимой работы по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства. Анализ действующего законодательства о выборах и практики его применения позволяет отнести к таким условиям два основных фактора:
1) отсутствие фактических и правовых оснований для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов);
2) малозначительный (несущественный) характер совершенного избирательного правонарушения.
Решение о вынесении предупреждения выносится избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов). Такое решение передается в средства массовой информации для опубликования в целях информирования избирателей и других участников избирательного процесса.
Отказ в регистрации инициативной группы по выдвижению кандидата как мера конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах предусмотрен п. 11 ст. 33 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", а также в ряде избирательных законов субъектов Российской Федерации. Отказ в регистрации инициативной группы выступает как мера ответственности в случаях нарушения установленного порядка выдвижения кандидатов.
Отказ в регистрации инициативной группы как мера конституционно-правовой ответственности выражается в лишении граждан вследствие совершенного ими избирательного правонарушения права выдвинуть определенного гражданина кандидатом в депутаты или на выборную должность. Вместе с тем, указанная мера не препятствует инициативной группе в ином составе выдвинуть того же кандидата на тех же выборах.
Отказ в регистрации кандидата (отказ в регистрации списка кандидатов) - другая мера конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах. Данная мера ответственности носит ярко выраженный правоограничительный характер - в качестве порицания за совершение избирательного правонарушения определенным участникам выборов отказывается в регистрации кандидата (списка кандидатов). Тем самым, отдельным гражданам и их группам отказывается в реализации пассивного избирательного права при наличии соответствующих фактических и правовых оснований.
Основания для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) перечислены в п. 23 ст. 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. В соответствии с этой нормой избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов) при совершении определенными участниками выборов предусмотренных законом избирательных правонарушений. Рассмотрим такие случаи.
Так, в качестве основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) законодатель определил несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов (для кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком). Здесь избирательное правонарушение выражается в нарушении требований, изложенных в п.2 ст.35 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Например, выдвижение кандидатов (списка кандидатов) осуществлялось открытым, а не тайным голосованием на съезде (конференции) политической партии, как это предусмотрено законом.
Другим основанием применения санкции в виде отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) является грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей избирателей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей в местах, где сбор подписей запрещен.
Недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствующую избирательную комиссию, также является достаточным основанием отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов). Согласно п.2 ст.33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав гражданин при его выдвижении для приобретения статуса кандидата представляет в избирательную комиссию письменное заявление о согласии баллотироваться по определенному избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения). Гражданин собственноручно подписывает данное заявление, удостоверяя, тем самым, действительность сообщаемых о себе сведений, и несет за это ответственность. Сообщение в данной ситуации несоответствующих действительности сведений из перечня, установленного законом, расценивается законодателем в качестве избирательного правонарушения и влечет отказ в регистрации.
Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, может служить основанием только для исключения из списка кандидатов соответствующих кандидатов.
Приведенный выше перечень сведений не подлежит расширительному толкованию. Так, указание недостоверных сведений об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, по действующему Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав не является основанием для отказа в регистрации. Вместе с тем о таком факте соответствующая избирательная комиссия обязана проинформировать избирателей.
Ранее, до вступления в действие в июне 2002 г. нового Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, существенная недостоверность данных об имущественном положении кандидата, являлась достаточным основанием для отказа в регистрации кандидата. В Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вообще не содержалось критериев оценки существенного характера недостоверности данных. Данный пробел породил большое число избирательных споров при проведении выборов в Государственную Думу третьего созыва в 1999 году. Впервые в федеральном избирательном законодательстве критерии оценки характера недостоверности данных, представляемых кандидатом для регистрации, были установлены в п. 3 ст. 39 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента Российской Федерации". В указанной норме предписывалось, что недостоверность сведений будет носить существенный характер в следующих случаях: а) неуказание сведений о доходах, превышающих минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента, более чем в 200 раз, если такие доходы составляют более 10 процентов от представленных в соответствии с законом сведений о доходах; б) неуказание находящихся в собственности квартиры, дома, земельного участка, воздушного, морского, речного судна, предприятия (его части); в) неуказание сведений о вкладе (вкладах, части вклада) на расчетных счетах в размере, превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в 200 раз, если он более чем на 10 процентов превышает указанный кандидатом размер вклада (вкладов) на расчетных счетах. После анализа противоречивой практики применения оценочного понятия "существенный характер недостоверности данных об имуществе кандидата" при проведении выборов в 1999-2001 гг. федеральный законодатель в новом Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав отказался от данного оценочного основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов).
К числу избирательных правонарушений, являющихся основанием в отказе регистрации кандидата (списка кандидатов), законодатель относит несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, избирательного фонда. Своевременное создание избирательного фонда является юридической обязанностью указанных участников избирательного процесса, поэтому неисполнение ими данной обязанности влечет отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов). Региональный законодатель может в своем законе освободить от обязанности создания кандидатом избирательного фонда на выборах в органы местного самоуправления при численности избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.
Использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда также является избирательным правонарушением и влечет применение санкции в виде отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов).
В круг оснований отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) законодатель включил такое финансовое избирательное правонарушение как превышение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Законодатель признает основанием отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) и установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока п.1 ст.56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, который запрещает злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации. Данное правонарушение выражается в учинении при проведении агитации общественно опасных призывов (в предвыборных программах, выступлениях соответствующих участников избирательного процесса, в иных агитационных материалах) к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также призывов, направленных на пропаганду войны. Законом запрещена также и агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.