В конституциях и международных документах (чаще - в последних) закреплено коллективное право этносов - право народов, наций на самоопределение. Оно возможно в различных формах (создание автономии, субъекта федерации и т.д.) при сохранении этнического образования в составе прежнего государства (например, в России - самоопределение в рамках РФ), а также вплоть до выхода из него. Существуют различные формы самоопределения, например, создание автономии. С 2000 г. автономией стали, например, Шотландия и Уэльс в Великобритании, автономией являются Корсика во Франции, населенные в основном шведами Аландские острова в Финляндии и т.д.). В одном Китае более 150 автономных образований (автономных округов, автономных уездов). В мире образованы более двух десятков федераций. Были и факты сецессии (выхода) субъектов из состава федерации (образование Бангладеш в результате отделения от Пакистана, выход Сингапура из Малайзии, самым наглядным примером является, видимо, распад СССР, начавшийся с выхода Прибалтийских республик, а затем - РСФСР, Белоруссии и Украины в 1991 г.). Известны и неудачные попытки сецессии, начиная с 1847 г. в Швейцарии (три кантона) и США (сецессия 11 южных штатов в 1861 г.). В наше время - это попытка отделения нескольких северных штатов в 1967 г. от Нигерии и образование так называемой республики Биафры, два референдума в канадской провинции Квебеке (I985 и 1995 гг.) о выходе ее из состава федерации (официально Канада называется конфедерацией). В течение двух лет (1996-1998 гг.) эту проблему по заявлению правительства (официально - генерал-губернатора Канады) исследовал ее Верховный суд. Он должен был ответить на три вопроса, в том числе о конституционности сецессии и о соответствии ее международному праву. Смысл пространного решения суда 1998 г. состоит в следующем. Этнос (в данном случае - франкоязычное население Квебека) имеет право провести референдум по вопросу о сецессии и решение большинства будет иметь правовые последствия, но односторонняя, произвольная сецессия недопустима: нужно учесть интересы федерации и остающихся в ее составе других субъектов федерации. Так толкуется теперь (по крайней мере в Канаде, но это решение получило большой резонанс в ряде других стран) коллективное право народов на самоопределение.
В последние годы в конституциях (Бразилия, Колумбия, Португалия и др.) получили закрепление коллективные права политической общности - политической оппозиции (правда, в некоторых англосаксонских странах соответствующие отношения сложились гораздо раньше, но главным образом на основе "джентльменских" соглашений и почти не получили отражения в нормах конституционного права). Оппозиция имеет доступ ко всем официальным документам правительства, право на ответ (реплику) в правительственных газетах, на информацию и т.д. В Бразилии лидер оппозиции является обязательным членом Совета Республики при президенте, в некоторых странах в назначаемой верхней палате парламента определенное число мест (обычно треть) резервирована за оппозицией, руководящие посты в центральной избирательной комиссии делятся в определенной пропорции между правящей партией (партиями) и оппозицией или таким же образом распределяются места в избирательной комиссии в целом.
Выше речь шла о более или менее постоянных коллективах, но и временные коллективы иногда могут обладать конституционными правами, отличными от прав их отдельно взятых членов или участников. Возьмем, например, собрание, регулируемое правовыми нормами (сюда не относятся частные собрания приглашенных лиц, вечеринки и др.). У индивидов есть право собираться мирно и без оружия, если на открытом воздухе - с обязанностью предварительного уведомления (только уведомления) о готовящемся собрании, митинге. Такое собрание образует определенный, хотя и временный, коллектив. У него, как например, и у политической демонстрации, есть права: на невмешательство в деятельность законно протекающего собрания, на защиту от посягательств идеологических или политических противников или просто хулиганствующих элементов и т.д. Не случайно во многих странах движущиеся демонстрации охраняются конной полицией: она не только препятствует неправомерным действиям со стороны демонстрантов, но и охраняет их и демонстрацию как коллектив.
Создается множество других временных коллективов, у которых могут быть коллективные права, отличные от прав их членов. Таковы, например, инициативные группы избирателей (не менее 100 чел.), выдвигающие в России кандидатуру на должность президента. Только такой коллектив, а не отдельный избиратель - его участник может это сделать. Временным коллективом является Федеральное собрание в Германии, создаваемое с единственной целью - для избрания президента республики (в нем присутствуют приблизительно 1300 человек - депутаты нижней палаты парламента и такое же количество представителей 16 земель). Инициативная группа или Федеральное собрание в Германии, хотя и временные коллективы, но их участники собираются совместно. В Индии конституционное право избирать президента реализует коллектив, который не заседает совместно. Это выборные представители парламента и выборные представители законодательных собраний штатов, которые голосуют в своих штатах. Множество временных коллективов со своими исключительными правами может быть образовано в парламентах. Такова, например, группа депутатов нижней палаты французского парламента (1/10 общего числа как минимум), обладающая правом предложить резолюцию порицания правительству, существует обязательный порядок обсуждения и принятия резолюции, установленный Конституцией. Он гарантирует права также временным коллективам. В египетском парламенте группу единомышленников образуют сначала 2/3, а затем 1/2 парламентариев, которые вправе выдвинуть единственного кандидата на должность президента (эта единственная кандидатура выносится затем на референдум - голосование избирателей). Многие конституционные права принадлежат сформировавшемуся в соответствии с законом коллективу забастовщиков (например, право на сохранение работы его участникам, а коллективу - право на обязательные предварительные переговоры с работодателем, на арбитраж и т.д.).
Мы затронули, да и то преимущественно в виде примеров, только некоторые конституционные коллективные права. В их регулировании и осуществлении много проблем, в том числе встает и вопрос, какие из этих прав относятся к сфере конституционного законодательства, а какие - к административному, трудовому или иным отраслям права?
Неясны пределы коллективных прав, возможность распространения их на те или иные субъекты. В некоторых конституциях появляются положения о коллективных правах женщин, пенсионеров (например, право всего этого сообщества, а не только каждого, получать 13-ю пенсию к Рождеству), права детей (на детские садики до 6 лет). Насколько эти права являются коллективными? В конституциях есть упоминания о правах семьи как коллектива, родителей и детей. До какого предела возможны и возможны ли в данном случае коллективные права?
Одно время в период эйфории, связанной с увлечением правами человека, поднимался вопрос о правах сообщества врачей, учителей и т.д. На международном уровне готовилась (правда, общественной организацией - Союзом академий наук) декларация о правах ученых. При таком подходе может встать вопрос о коллективных правах, например, трактористов или рыболовов. Видимо, в данном случае, как и везде, надо соблюдать чувство меры и прежде всего решать вопрос с теоретических позиций. Этого ждут 'отраслевики' от наших теоретиков и философов права. Здесь много сложностей. Однако при всех сложностях проблему коллективных конституционных (а возможно, и иных) прав надо решать. Одна из особенностей современного конституционного права - внимание к роли коллективов. Мы не сможем правильно понять суть современного конституционного права, опираясь только на прежние либерально-индивидуалистические подходы к конституционным правам. Современное конституционное право - это прежде всего (но не только) основы взаимоотношений личности, коллектива, государства и общества.