На этой основе могут формироваться принципы земельного права. Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить несколько таких принципов.
К ним относятся:
1. Приоритет сельскохозяйственного использования земель перед другими возможными вариантами их использования. Этот приоритет вызван к жизни общегосударственной задачей решения продовольственной проблемы. Ради обеспечения страны продовольствием государство готово идти на известные неудобства и потери, неизбежные (в этом случае) для ряда других отраслей народного хозяйства и социальных сфер.
2. Экологическая безопасность как ведущее начало при выборе способов и методов использования земля.
3. Забота об интересах будущих поколений при осуществлении контроля за деятельностью землепользователей - прежде всего тех из них, кто эксплуатирует почвенные и растительные ресурсы, дикую фауну.
4. Льготное предоставление земли природоохранным, оздоровительным, культурным и некоторым другим некоммерческим организациям. В частности, эта льгота заключается в отказе государства от взимания платы за отведенную этим организациям землю. Во всех таких случаях государство как собственник земли идет на известные жертвы ради достижения некоторых общегосударственных целей, не сулящих ему каких-либо непосредственных выгод. Во всех этих случаях "поведение" государства-собственника может существенно отличаться от поведения частного собственника, для которого (в принципе) на первом месте стоят его хозяйственные интересы.
Принципы земельной политики
Независимо от своих прав на землю в качестве собственника государство, в качестве суверена проводит земельную политику, обеспечивающую рациональное использование и охрану, земель и основанную на следующих принципах:
1) принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их регистрации, земле- и лесоустройству;
2) составление государственного земельного кадастра;
3) выделение служб со специальными функциями по оперативному управлению государственной, землей и надзору за всеми землепользователями. Ведущей из этих служб в сельской местности является Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству со своими местными органами, а в городской (застроенной) - Министерство строительства РФ со своими местными органами;
4) плановость в использовании земель. Этот принцип, выражается в мероприятиях троякого назначения: а) изучение спроса на землю и ее распределение между претендентами; б) резервирование земель для нужд будущих пользователей - с ограничением права застройки или иных трансформаций земель, налагаемым на наличных пользователей. Такое резервирование закрепляется в, специальных документах типа генеральный план города (поселка), проект (схема), районной планировки. Резервирование позволяет избежать излишних потерь, неизбежных в случае земельных перепланировок; в) обеспечение комплексного использования полезных свойств земли. Например, сельское и лесное хозяйство ведутся так, чтобы причинять наименьший ущерб дичи (частично это достигается с помощью проводимых государством мер по землеустройству и лесоустройству). Все виды хозяйственной деятельности на земле должны регулироваться так, чтобы свести к минимуму загрязнение поверхностных и подземных вод, обеспечить возможность для законопослушных граждан использовать незастроенные земли в качестве рекреационных территорий;
5) обеспечение такого комплекса соседских отношений, который позволял бы с минимальными неудобствами для одной из сторон эффективно использовать оба смежных участка. В теории права такие правоотношения носят название сервитутов;
6) обеспечение правосудия в случае земельных споров. Все эти направления государственной земельной политики находят свое отражение и закрепление в законодательстве в земельном праве в первую очередь.