Участники парламентских слушаний в Госдуме обсудили проблемы законодательного обеспечения и практической реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом (8 декабря)
Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками провел парламентские слушания на тему: "О законодательном обеспечении и практике реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В дискуссии приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, организаций соотечественников. Открывая слушания, председатель Комитета Андрей Кокошин отметил, что работа с соотечественниками ? одно из приоритетных направлений в российской политике. "Преувеличить значение этой темы трудно, - сказал он. - Это вопрос наших национальных интересов в гуманитарной и экономической сферах. Проблем у наших соотечественников за рубежом в разных странах много. И не всегда находится адекватное решение. Есть большие проблемы с действующим законодательством и с его применением. Существует ряд проблем, связанных с объемом и структурой финансирования различных направлений деятельности по поддержке соотечественников за рубежом". Заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин назвал политику в отношении соотечественников за рубежом одной из важнейших составляющих внешней политики России. "Всем очевидно, что время обдумывания, анализа, подсчетов вышло и настало время действовать, - сказал он. - Необходимо добиться, чтобы все соотечественники, где бы они ни проживали, могли сохранить этнокультурную самобытность, чтобы каждый их них чувствовал поддержку своей исторической Родины, видел в ее лице надежную опору". При этом заместитель министра иностранных дел подчеркнул: "Мы не добиваемся для соотечественников каких-либо льгот или привилегий, но твердо настаиваем, чтобы они были полноправными гражданами стран, в которых проживают, с гарантированными гражданскими, социально-экономическими, культурными и иными правами и свободами". Говоря о практической деятельности по реализации госполитики в отношении соотечественников, Г.Карасин заявил, что "в целом не упущены ни ее главные ориентиры, ни основные элементы". Он рассказал о принимаемых мерах по защите соотечественников за рубежом, заверив, что все "проблемные факты", связанные с положением российских соотечественников в Ближнем зарубежье, находятся в фокусе внимания МИДа. "Рычаги воздействия на такие ситуации есть, и они должны быть эффективно и настойчиво задействованы, - заявил Г.Карасин . - Мы исходим из того, что нарушения прав соотечественников могут являться основанием для пересмотра Российской Федерацией политики в отношении соответствующих государств". Г.Карасин сообщил, что, работая с соотечественниками, МИД со следующего года будет "чаще и шире выходить за пределы СНГ и Балтии", поскольку 10 из 26 млн. российских соотечественников проживают в странах Дальнего зарубежья. Важным элементом в "кропотливой" и "объемной" работе с соотечественниками представитель МИДа назвал создание российских центров науки и культуры. По его словам, сформирована нормативно-правовая база для учреждения таких центров, подписаны межправительственные соглашения с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Молдавией, Узбекистаном и Украиной. Готовы к подписанию документы с Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией. Однако "на практике сделано крайне мало". Фактически центры открыты только в Казахстане и Узбекистане, и принято "принципиальное решение" в отношении Украины. Вопрос упирается в финансы. В этой связи, по словам дипломата, целесообразно в случае принятия поправок к закону о бюджете на 2006 год (по итогам его исполнения в первом квартале) увеличить расходы на мероприятия по работе с соотечественниками с нынешних 323 до 348 млн. рублей. Учитывая важность работы в Дальнем зарубежье, следует в дальнейшем увеличить указанные расходы вдвое. Одновременно назрела необходимость большей координации работы и расходования средств, выделяемых федеральным центром, субъектами Федерации, коммерческими и некоммерческими организациями. Этот вопрос, сообщил Г.Карасин, будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний правительственной комиссии по делам соотечественников. Требует модернизации ряд инструктивных документов. Есть необходимость дальнейшего совершенствования закона о гражданстве. По словам Г.Карасина, следует также активизировать работу по внесению поправок в закон "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом". Принятый в 1999 году документ "правильно задал основные рамки и направления работы", но его необходимо привести в соответствие с новыми нормами Бюджетного и Налогового кодексов, а также закона о гражданстве. В феврале текущего года была создана межведомственная группа по внесению изменений в закон. Итоги работы группы планируется подвести в феврале 2006 года. Комментируя нередко звучащие критические замечания в адрес содержащегося в законе понятия "соотечественник", Г.Карасин сказал: "Вряд ли правильно стремиться к максимальной юридической канонизации этого термина. Соотечественник - категория далеко не юридическая. Это не вопрос статуса или льгот. Это в первую очередь вопрос личного выбора. Попросту говоря, соотечественник ? это тот, кто считает Россию своей Родиной и уважает ее культурно-историческое наследие". В ходе обсуждения был высказан ряд предложений по совершенствованию реализации государственной политики в отношении российских соотечественников за рубежом. Как сообщил А.Кокошин, рабочая группа во главе с заместителем председателя Комитета Сергеем Антуфьевым проанализирует и обобщит все прозвучавшие предложения. Окончательный вариант рекомендаций парламентских слушаний будет утвержден на одном из заседаний Комитета. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ