Вопросы законодательного обеспечения отечественной алмазо-гранильной и ювелирной промышленности обсуждали на `круглом столе` в Думе (6 декабря)
6 декабря Комитет по природным ресурсам и природопользованию провел "круглый стол" на тему "Законодательное обеспечение эффективного развития алмазо-гранильной промышленности Российской Федерации. Совершенствование законодательной базы успешного функционирования ювелирной промышленности в условиях вступления в ВТО". В заседании участвовали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, Торгово-промышленной палаты РФ, Прокуратуры РФ, руководители предприятий и ассоциаций отрасли. В настоящее время Российская Федерация находится на втором месте по запасам и на пятом ? по добыче драгоценных металлов, а по объему производства алмазов в физическом выражении занимает первое место и второе по стоимости произведенных алмазов. В последние годы особенно бурно развивается производство ювелирных изделий. Так по сравнению с 1999 годом оно увеличилось в 3,7 раза и в 2004 году объем продаж достиг 59 млрд. рублей. В связи с подготовкой к вступлению России в Всемирную торговую организацию (ВТО) в последние годы российское законодательство претерпевает изменения в соответствии с ее нормами. Это касается и законодательства об ювелирной промышленности. Идет "либерализация отрасли". Так драгоценные металлы и драгоценные камни были выведены из состава "валютных ценностей. Отменено лицензирование ряда видов деятельности в этой сфере. Сняты требования секретности на запасы золота и платины, отменена часть ограничений во внешнеторговой деятельности. Открывая заседание "круглого стола", председатель Комитета Наталья Комарова отметила необходимость внесения поправок в блок законов, регулирующих вопросы добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Прежде всего речь идет о базовом законе ? "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а также о законах "О недрах", Налоговый и Таможенный кодексы и др. Председатель подкомитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Комитета Виталий Басыгысов отметив, что "оборот отрасли должен проходить через гражданское законодательство", подробно остановился на изменениях, которые необходимо внести с законодательство. Для дальнейшего развития отрасли необходимо внести изменения в закон "О недрах", связанные с поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений драгоценных металлов и камней, перенеся их из закона "О драгоценных металлах". По словам депутата, отдельной проблемой остается предоставление права добычи драгметаллов и камней физическим лицам. Подкомитет предлагает исключить запрет на добычу физическим лицам ? гражданам РФ, разрешив им добычу из участков недр, не являющихся объектами промышленной разработки, а также снять запрет на производство драгметаллов из лома и отходов физическими лицами ? гражданами РФ. При этом объем производства из лома может составить 10 ? 15 процентов от объема их добычи. Сейчас большая часть золота, платины, серебра из лома уходят на теневой рынок или безвозвратно теряются при переплавке. Чтобы вывести эти объемы на рынок предлагается ввести нулевую ставку НДС на производство из лома и отходов, как при извлечении их из руд и песков. Отдельно В.Басыгысов коснулся проблемы избыточных контрольных функций государства со стороны десятка административных органов. Если не изменить существующее положение, то после вступления в ВТО российские предприятия окажутся во многом искусственно неконкурентоспособными. "За государством необходимо сохранить надзор за ценообразованием на драгметаллы и алмазы с целью налогообложения и сокращения их теневого оборота", ? подчеркнул депутат. Говоря о проблемах либерализации российского рынка алмазного сырья, генеральный директор ОАО "Туймаада Даймонд" Георгий Яковлев предложил ввести одинаковый режим НДС экспорта и продаж на внутренний рынок. По его словам это решит проблему, которая может возникнуть у гранильных предприятий России: из-за отсутствия возврата НДС при продаже сырья алмазодобывающей компанией на внутренний рынок российские заводы могут остаться без сырья если будут полностью отменены квоты на экспорт. Основным потребителем драгметаллов и драгоценных камней является ювелирная промышленность. Рост российского ювелирного производства по мнению участников слушаний сдерживается ограниченными возможностями Федеральной пробирной палаты, имеющей всего 20 территориальных инспекций на всю страну при 6,5 тыс. предприятий и 22 тыс. пунктах продажи. Задержки при клеймении приводят к десяткам миллионов потерь доходов бюджета. Глава Пробирной палаты России Владимир Моспан предложил свое видение сужения сферы контроля ювелирной отрасли при сохранении клеймирования. Так по его словам, обязательно клеймится золото. Серебряные изделия весом более 2 грамм также подлежат клеймированию. В.Моспан поддержал озвученную в ходе "круглого стола" идею введения специального клейма на импортную продукцию. При этом, глава ППР считает возможным передать функцию клеймирования ряду крупных старейших российских ювелирных предприятий по их желанию. Генеральный директор Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич среди факторов сдерживающих развитие отрасли назвал значительные объемы контрабанды в Россию и полную бесконтрольность розничной торговли. Чтобы остановить засилье рынка низкопробной контрабандой Гильдия предлагает ввести в Уголовный кодекс норму об ответственности за изготовление и торговлю изделиями с фальшивыми клеймами, а в Кодекс об административных правонарушениях статью об ответственности за незаконную торговлю ювелирными и иными изделиями из драгметаллов и драгкамней. В ходе заседания участники затрагивали вопрос о необходимости разработки и принятия технических регламентов о производстве, хранении, транспортировке, переработке и использовании драгоценных металлов и камней и изделий из них. По итогам обсуждения, в заключение отметила председатель Комитета Наталья Комарова, будут выработаны конкретные рекомендации Правительству РФ и Государственной Думе с учетом предложений прозвучавших на "круглом столе". Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ