В Госдуме обсуждены проблемы социальной защиты медицинских и фармацевтических работников - с `круглого стола` 15 ноября
Комитет по охране здоровья провел "круглый стол" на тему: "Законодательные аспекты социальной защиты медицинских и фармацевтических работников, система оплаты труда". В дискуссии приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, медицинских учреждений, профсоюза работников здравоохранения. Открывая "круглый стол", заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Афендулов отметил, что впервые за несколько лет у государства есть средства на повышение заработной платы медикам. Но есть и целый ряд вопросов, на которые необходимо найти ответ. "В первую очередь, - сказал он, - всех интересует механизм повышения зарплаты. Как будут получать зарплату реаниматологи, анестезиологи, хирурги, кардиологи? В медицинской среде может возникнуть и уже возникает социальное напряжение. Не получится ли, что пациент станет заложником этой системы? Остро стоит вопрос социальной поддержки сельских медиков". Заместитель директора Департамента трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития Игорь Ильин констатировал, что зарплата в здравоохранении, как и во всех бюджетных отраслях, находится на очень низком уровне (60% от средней заработной платы по стране). По его словам, "рассматриваются разные варианты повышения зарплаты". В текущем году, сообщил И.Ильин, номинальное повышение зарплаты составит 32-33% (реальное повышение с учетом инфляции - 22-24%). В следующем году "темп будет немного сбавлен", и номинально зарплата повысится на 20%, а реально ? на 10-12%. К 2007 году необходимо увеличить зарплату в 1,5 раза. "Если в 2006 году темп инфляции превысит плановые показатели, все будет компенсировано в 2007 году в обязательном порядке", - сказал представитель Минздравсоцразвития, одновременно заметив, что повышение заработной платы в 1,5 раза за три года не приблизит ее существенно к среднему заработку по стране, который за указанный период также увеличится в той же пропорции. Говоря о перспективах модернизации системы оплаты труда, И.Ильин предположил, что в 2007 году "произойдет постепенный переход" от "морально устаревшей" ЕТС к отраслевым системам оплаты труда". Но произойдет это только в том случае, если новая система будет эффективнее ныне действующей, добавил он. Для этого планируется отработать новые системы оплаты труда "на отдельных элементах". И.Ильин сообщил о ходе подготовки нормативно-правовых актов по реализации национального проекта "Здоровье". Дополнительные бюджетные средства на оплату труда участковых, педиатров, врачей общей практики и медсестер, работающих с ними, пойдут через ФОМС и его территориальные отделения в лечебно-профилактические учреждения, минуя органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. "Врач, - пояснил И.Ильин, - будет получать эти деньги по отдельному трудовому договору, заключаемому на 1 год. В зависимости от условий договора, сумма может быть больше или меньше". В связи с этим, Министерство разрабатывает перечень "дополнительных функций, которые будет выполнять врач или медсестра в основное рабочее время, на основном рабочем месте и на своем участке". Заместитель директора ФОМС Дмитрий Шиляев сообщил, что не позднее 1 декабря на рассмотрение Правительства будет предстален проект постановления о Правилах финансирования расходов на повышение зарплаты медикам первичного звена и типовая форму договора между территориальным ФОМС и медучреждением. "В проекте Правил, - сообщил он, - отражены категории работников, которым будут осуществляться выплаты, определен механизм передачи средств из Минфина в ФОМС. Общий объем средств будет формироваться в федеральном ФОМС на основе бюджетных заявок территоральных фондов и распределяться поквартально. Основой взаимодействия ФОМС и учреждений должны стать реестры срочных типовых договоров". Проект Правил предусматривает жесткий контроль за целевым использованием средств и санкции как к лечебно-профилактическому учреждению, так и к фонду в случае нецелевого использования, подчеркнул Д.Шиляев. Предположительно, по его информации, такой контроль будет осуществлять Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и федеральный ФОМС. Председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения Михаил Кузьменко сказал, что ему не вполне понятно, "что значит дополнительный трудовой договор" и каковы будут его последствия. В функциях врача, по его словам, "есть весь набор его работы, включая диспансеризацию". По мнению М.Кузьменко, целесообразнее было бы воспользоваться существующими надтарифными выплатами (поощрение качества работы врача). Такие выплаты можно назначать сроком на год через тарифную комиссию лечебного учреждения, не заключая нового договора. Не ясно также и то, будут ли с дополнительных выплат (10 и 5 тысяч рублей) идти отчисления в Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС, то есть будут ли указанные надбавки учитываться при расчете пенсий, выплат по больничному листу и отпускным. М.Кузьменко обратил внимание участников дискуссии на социальную напряженность внутри медицинских учреждений. "Есть ряд территорий, где специалисты уже уходят из поликлиник на трехмесячные курсы повышения квалификации и вливаются в ряды участковых, оголяя специализированную службу, - сообщил он. ? Между тем, даже при действующем коэффициенте совместительства (1,5) попасть к специалисту достаточно сложно. Можно предположить, что отток специалистов будет и в стационарах, а закрывать больницы нельзя". По мнению М.Кузьменко, нецелесообразно менять межтарифные коэффициенты, так как это приведет к тому, что разница в зарплате врача-профессионала и санитарки будет минимальна. Необходимо, сказал М.Кузьменко, на федеральном уровне обозначить подходы к решению проблем сельских медиков. "В Алтайской крае уже насчитываются сотни судебных исков администрации к медработникам, которые не в состоянии заплатить за коммунальные услуги, потому что средняя зарплата на селе 2600 рублей, а счета по оплате услуг ЖКХ зашкаливают за 2600-2800 рублей", - отметил он. Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Александр Чухраев, заметив, что впервые за 20 лет финансовые вливания в отрасль повысились на 70% и из четырех национальных проектов "Здоровье" занимает более половины финансов, выразил надежду, что годами копившиеся проблемы удастся решить. Напомнив, что при предварительном рассмотрении проекта бюджета-2006 летом этого года Комитет не поддержал его концепцию, А.Чухраев сообщил, что многие предложения депутатов, которые тогда прозвучали, были учтены при доработке проекта. Так, согласно доработанному документу, субвенции ФОМС на повышение зарплаты участковым, педиатрам, врачам общей практики и медсестрам, работающим в участковой службе, составят 12,8 млрд. рублей. При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении принята поправка, инициированная депутатами Комитета, о выделении дополнительно 4,7 млрд. рублей на увеличение с 1 июля 2006 года оплаты труда медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, включая заведующих указанными пунктами, акушеров, все подразделения "скорой помощи". Выделено 3,6 млрд. рублей на повышение уровня надбавок за ученую степень преподавателям в системе высшего образования. Ориентировочно кандидаты наук получат 3 тысячи рублей, доктора наук ? 7 тысяч рублей. Предусмотрены субвенции ФОМС в объеме 2 млрд. рублей на диспансеризацию различных групп населения, что повлечет повышение зарплаты специалистам. В ФСС предусмотрены средства на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, профзаболеваний работников, включая финансирование периодических медосмотров в сумме 4 млрд. рублей. Выделено 0,2 млрд. рублей на дополнительную подготовку участковых специалистов, 0,1 млрд. рублей - на подготовку кадров для федеральных центров высоких технологий, что позволит повысить зарплату в системе последипломного образования. Из 16,6 млрд. рублей, подлежащих зачислению в ФОМС (в связи с перераспределением 0.3% ставки ЕСН), предполагается около 10 млрд. рублей направить на увеличение тарифов ОМС (на оплату медпомощи работающих граждан), что, в свою очередь, позволит увеличить зарплату специалистов. Вводится родильный сертификат. "Понимая, что эти меры недостаточны, чтобы выйти на качественно новый уровень оплаты труда, мы будем и впредь делать все от нас зависящее для дальнейшего улучшения социального положения медиков", - заверил А.Чухраев. Заместитель председателя Комитета по здравоохранению и экономическим вопросам Правительства Санкт-Петербурга Фарит Кадыров ознакомил участников "круглого стола" со схемой новой системы оплаты труда, отличной от ЕТС, которая будет реализовываться в северной столице С 1 января 2006 года. Заместитель председателя Комитета по охране здоровья Ольга Борзова сообщила, что при рассмотрении проекта бюджета-2006 могут быть изменены темпы увеличения зарплаты бюджетникам. В частности, предложена поправка, в соответствии с которой, зарплата с 1 мая 2006 года может вырасти на 15%, а с 1 октября ? на 11%. По мнению председателя Комитета по вопросам охраны здоровья Московской областной Думы Галины Уткиной, предложенные меры по повышению зарплаты не смогут удовлетворить медработников. В частности, пока не ясно, коснется ли предстоящее повышение врачей сельских амбулаторий и фельдшеров с которыми работают врачи общей практики. Одновременно Г.Уткина отметила, что механическое повышение зарплаты не гарантирует, роста качества оказания медицинской помощи. "Повышая зарплату, - сказал она, - необходимо обозначить критерии оценки качества и эффективности работы врачей. Высказавшись за сохранение ЕТС, Г.Уткина предложила сократить количество разрядов. Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Сергей Колесников указал на отсутствие роста консолидированного бюджета. Неверно, по его мнению, рассчитаны услуги в медицинском секторе (50% от их реальной стоимости). Неправильно производится и расчет кадровой численности и обеспечения медучреждений - от количества коек, а не от признанной всем миром системы диагностически связанных групп, когда рассчитывается услуга, пролеченный пациент и количество оказанных услуг. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ