Проблемы законодательного обеспечения эффективного использования и охраны недр обсуждались на слушаниях в Госдуме (10 октября)
10 октября Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию провел парламентские слушания на тему "Правовое обеспечение рационального, эффективного использования и охраны недр". В слушаниях участвовали депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители федеральной органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, коммерческих организаций. Вела слушания председатель Комитета Наталья Комарова. Участники слушаний в своих выступлениях отмечали, что в условиях высокого уровня обеспеченности основных нефтегазодобывающих компаний разведанными запасами, отсутствия эффективного контроля за рациональным использованием государственного фонда недр со стороны государства, отсутствия законодательных норм, стимулирующих отработку истощенных месторождений, удаленных от необходимой транспортной и перерабатывающей инфраструктуры в стране сформировалась истощительная модель недропользования. В результате, приток инвестиций в высокорискованные геологоразведочные работы в последние годы практически прекратился. Федеральный и региональные бюджеты стали финансировать геологоразведочные работы по остаточному принципу. Фискальный тип налогообложения в условиях высоких цен на топливно-энергетическое и низких цен на минеральное сырье, потакает избирательной отработке недропользователями наиболее качественной части запасов. На изменение сложившей ситуации направлена, разработанная и внесенная Правительством РФ новая редакция федерального закона "О недрах". В концепции законопроекта закреплены: введение гражданско-правовых отношений в недропользовании, при сохранении в полном объеме прав пользования участками недр; применение преимущественно аукционной формы доступа к недрам; обеспечение эффективного воспроизводства запасов; введение механизма залога и оборота прав пользования недрами; обеспечение преимущественного права пользования недрами для российских организаций; закрепление федеральной собственности на недра и находящихся в них полезных ископаемых. Заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков, участвуя в парламентских слушаниях, отметил, что правительство считает новую редакцию закона "О недрах" "гораздо совершенней". Вместе с тем, отметил замминистра, после принятия законопроекта в первом чтении есть возможность "более детально" его проработать и включить в его текст нормы, которые будут "адекватно регламентировать формы участия субъектов Российской Федерации в принятии решений на федеральном уровне относительно перечня участков недр предоставляемых пользователям". Кроме этого, по мнению В.Степанкова, необходимо более четко прописать антимонопольные требования в сфере недропользования, обсудить и проработать нормы, регламентирующие гражданско-правовые отношения. Также необходимо совершенствование системы неналоговых платежей при пользовании недрами. Первый заместителя председателя Комитета по промышленной политике Совета Федерации Сергей Шатиров, участвуя в слушаниях, озвучил позицию верхней палаты парламента о новой редакции закона "О недрах". Специально созданная рабочая группа Совета Федерации и ряд профильных комитетов не поддержали концепцию законопроекта, считая необходимым вернуть его в Правительство на доработку. Члены Совета Федерации, по словам С.Шатирова, прежде всего считают, что "нельзя полностью исключать из вопроса права на недропользование регионы, необходим дифференцированный подход, когда стратегическим сырьем занимаются на федеральном уровне, запасами небольших объемов локальных полезных ископаемых по принципу "двух ключей", а полностью регионам передать ограниченные запасы полезных ископаемых". Григорий Быстров, заведующий кафедрой Московской Юридической академии, констатировав переход от лицензирования в сфере недропользования на гражданско-правовые договорные отношения, обратил внимание участников слушаний на отсутствие в правительственном законопроекте главы о государственном регулировании недропользования. "В документе отсутствуют цели и способы государственного контроля предпринимательской и инвестиционной деятельности в системе недропользования", ? подчеркнул завкафедрой МЮА. Также в законопроекте, по его мнению, совершенно не прописаны социальные и экологические проблемы, тогда как "экологическая составляющая должна быть главной в законе". Большинство участников слушаний, представлявших прежде всего субъекты Российской Федерации, жестко высказывались о представленной редакции законопроекта и отмечали необходимость серьезной его доработки по очень большому кругу вопросов, начиная с целей и понятийного аппарата, заканчивая проблемой исключения из текста отсылочных норм. Выступавшими затрагивалась проблема аукционов: высказывалось мнение, что они коррупционны по своей сути и приведут к разорению мелких средних предприятий, и к монополизации в этом секторе экономики. Правительству предлагается доработать законопроект по большому перечню вопросов, в том числе в части: введения норм о расширении полномочий субъектов Российской Федерации с их участием в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, согласования пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых, передачей в их ведение решения вопросов по подземным водам, добываемым одиночными скважинами и малыми водозаборами; введения правовых норм об ответственности государства за геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также критериев оценки эффективности мер в этой сфере. Например, закрепить за государством геологическое изучение (поиски и оценку) на территории Российской Федерации, а на континентальном шельфе поиски, оценку и разведку; дополнения правовых норм о геологической информации в части обеспечения ее достоверности, гарантии и защиты для всех участников и свободного доступа к государственной геологической информации; введения правовых норм об использовании лучшего отечественного и зарубежного опыта эксплуатации недр в строгом соответствии с разработанными проектами, согласованными с государственными органами надзора (горного, экологического, безопасности труда), которыми должно быть предусмотрено рациональное, максимально полное извлечение полезных ископаемых, обеспечение сохранности добытого и транспортируемого минерального сырья; введения правовых норм об установлении критериев и процедуры отнесения полезных ископаемых к категории стратегических, оценки выработанных запасов месторождения, определения трудноизвлекаемых запасов, а также принципов экономического и иного стимулирования их разработки. введение правовых норм, определяющих налоговую политику в недропользовании. В том числе, об отмене платы за пользование недрами с целью геологоразведки, об установлении государственного денежного вознаграждения первооткрывателям и геологоразведчикам, об установлении льгот по налогообложению средств, используемых для геологоразведочных работ на новых месторождениях полезных ископаемых, ввести в Налоговый кодекс Российской Федерации понятие "платеж", как платы за пользование природными ресурсами, дифференцированной в зависимости от природного качества объектов, природно-климатических и географо-экономических условий их разработки. Подводя итоги обсуждения, Наталья Комарова отметила, что необходимо дальше работать над поступившим в Думу законопроектом "предметно, не оглядываясь на концепцию, главное чтобы закон соответствовал всем необходимым требованиям". Председатель Комитета подчеркнула необходимость скорейшей разработки нормативно-правовых документов правительства. Кроме этого Н.Комарова сочла шестимесячный срок вступления закона в силу "недостаточным для пакетного введения его в действия таким образом, чтобы он реально обеспечил тот эффект, на который мы все рассчитываем". Н.Комарова сообщила, что проект федерального закона "О недрах" 20 октября Комитет по природным ресурсам и природопользованию будет рассматривать в первом чтении, а 2 ноября планируется его рассмотрение Государственной Думой. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ